Расцвет Киевской Руси.

После Святослава великим князем Киевской Руси в течение восьми лет был его сын от Предславы Ярополк (972—980). Непродолжительность княжения Ярополка в значительной мере объясняется отрицательными чертами его характера. Он был злопамятным и завистливым челове­ком, хотя одним из первых в Киеве принял христианскую веру. Братья его, новгородский князь Владимир и древлянский князь Олег, каждую весну присылали Киеву богатую дань, но это не удовлетворяло самолюбивого Ярополка. В 977 г. он поссорился с Олегом и пошел со своим войском на древлян. По словам летописца, поводом для ссоры брать­ев послужило убийство Олегом на охоте сына Свенельда, а он был воеводой и первым советником Ярополка. Древля­не были разбиты. Олег погиб в бою, а их землю Ярополк присоединил к Киеву.

Гибель Олега серьезно встревожила Владимира. Учиты­вая свое плебейское происхождение, неприязнь к себе киевских бояр и реальную возможность нападения Яро­полка на Новгород, он вместе со своим родным дядей Добрыней и, надо думать, не с пустыми руками бежал к варягам. После бегства Владимира Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, едино­личным правителем всей Киевской Руси. Однако его княжение было непрочным.

Через два года Владимир вернулся в Новгород с на­емной варяжской дружиной. Он не только прогнал из своего города киевских наместников, но и решил выступить с войском против строптивого брата, чтобы отомстить ему за смерть Олега. Молодой князь не оставлял и честолюби­вых помыслов о киевском престоле.

Жестокая сеча между воинами Владимира и Ярополка произошла в 980 г. на Днепре севернее Любеча. Простой люд в критическую минуту боя поддержал Владимира и помог ему добиться победы. Ярополк со своей дружиной вернулся в Киев, а, когда Владимир обложил город, по совету своего нового воеводы — Блуда бежал с дружиной на юг, в крепость Родня. Владимир осадил крепость и пред­ложил Ярополку мир. Под угрозой голода, при нехватке воды, опять по совету воеводы, изменившего своему князю, Ярополк сдал крепость. Блуд уговорил Ярополка отдаться на волю Владимира. Ярополк приехал к Владимиру, но едва вошел к нему в терем, как два дружинника «подняли его мечами под пазуху». Убивши брата, Владимир стал княжить один над всею Русью. Некоторые историки утвер­ждают, что Ярополк был убит без ведома Владимира, в результате заговора Блуда и некоторой части бояр. Более того, Владимир, узнав о заговоре, приказал публично каз­нить воеводу.

Летописные рассказы о княжении Владимира (980— 1015) похожи на легенды, в которых очень часто христианские предания чередуются с языческо-былинными сказаниями. Поэтому по летописи трудно пред­ставить себе фактическую сторону его деятельности и дать исторически правильную оценку времени его княжения.

При Владимире Киевская Русь достигла немалого. Владимир расширил пределы государства, значительно укрепил связь между его отдельными частями. Много­летние отношения Киева с Византией — страной высокой культуры завершились принятием Русью христианства — единой государственной религии. Это не только не помеша­ло развитию самобытной культуры молодого Древнерус­ского государства, но и послужило новым мощным толчком для расцвета в XI—XII вв. всех форм русского искусства. Яркое свидетельство тому — литература Киевской Руси.

Владимир был хорошим полководцем и умным государ­ственным деятелем-реформатором. В 981 г., вскоре после победы над Ярополком, в ходе короткой войны с польским князем Мешком I он освободил русские Червеньские земли (города Перемышль, Червень и др.) и победил ятвягов, занимавших земли северо-западнее дреговичей. Потом он с успехом ходил на север, в землю вятичей (бассейн рек Оки и Угры). Но более трудным и важным для Киева был поход Владимира на восток, когда он по сути дела повторил военный маршрут своего отца: река Итиль, город Болгар, Саркел на Дону, Джурджанское (Каспийское) море, Абха­зия, Тмутаракань, Сурожское море, Дикое поле. У Сухого брода Владимир разбил печенегов. Здесь был убит каган Куря, а сам киевский князь ранен.

И все же многочисленные печенежские орды, зани­мавшие обширные степи, продолжали оставаться опасными врагами Руси. Поэтому Владимир построил ряд крепостей, создав таким образом со­лидную оборонительную линию на подступах к Киеву, и прежде всего с юга. Чтобы привлечь к обороне Руси новые силы, гарнизоны пограничных крепостей были укомплек­тованы дружинниками из северных земель (кривичей, вятичей, словен). Народ в своих былинах назвал созданные Владимиром крепости заставами богатырскими, а самого князя Владимира величал Красным Солнышком.

При Владимире отношения Киевский Руси с Византией отличались непостоянством. Сначала киевский князь был союзником византийского императора Василия II. Однако, не получив достойной платы за свою помощь, он пошел в поход на город Херсонес (Корсунь) и после длительной осады взял его. Отсюда он потребовал от Византии выполнять все ранее заключенные с Русью договоры; вывести свои войска из устья Дуная; заплатить дань воинам (живым и мертвым), скрепить мирный союз между Русью и Византией брачным союзом Владимира и принцессы Анны.

Владимир предупредил греков, что в случае их отказа выполнить все его требова­ния он пойдет войнойна Константинополь. Требования Владимира были удовлетворены с одной поправкой: чтобы стать мужем Анны, он должен принять христианство. Владимир ответил, что готов креститься. С трудом уговори­ли Анну ехать в Русь. Наконец она согласилась и приехала в Корсунь. По словам летописца, «Владимир тотчас крестился, был назначен во св. крещении Василием и по­сле крестин пошел с Анною к венцу... Вернувшись в Киев, Владимир приказал рубить и жечь все кумиры, а Перуна велел привязать к хвосту коня и стащить с горы в Днепр. Народ плакал, но князю не перечил».

В 988 г. христианство стало господствующей, офици­ально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра, недалеко от впадения в него небольшого ручья. Версия церковных историков о том, что киевляне «охотно принимали христи­анство, побуждаемые примером князя и бояр», не соответ­ствует действительности. И киевляне, и новгородцы, и на­селение других русских земель первое время открыто сопротивлялись введению христианства.

Для крещения новгородцев в 991 г. в Новгород Великий был послан епископ Иоаким Корсунянин в сопровождении новгородского воеводы Добрыни (дяди Владимира по матери). В помощь им была придана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой. Узнав об этом, жители Новгорода разрушили мост через Волхов и взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторо­на. Однако Путята с частью дружинников хитростью проник на Софийскую сторону и захватил предводителей восстания — новгородского тысяцкого Угоняя и языческо­го жреца Богомила Соловья. Но восставшие продолжали сопротивление. Только после того, как тайком перепра­вившийся через реку Добрыня с дружиной поджег дома противников крещения, жители Новгорода покорились и приняли христианство. Новгородцы с полным основанием говорили, что «Путята крестил их мечом, а Добрыня — огнем».

Русь далеко не сразу стала пра­вославной. Профессор Н. С. Гордиенко, автор ряда публи­каций по вопросам идеологии русской православной цер­кви, отмечает: «...во многих регионах нашей страны формальная христианизация местного населения началась значительно позднее начальной фазы «крещения Руси» и тянулась вплоть до Великой Октябрьской социалистиче­ской революции. Это значит, что на протяжении многих столетий язычество монолитной глыбой продолжало суще­ствовать как самостоятельное социальное явление, с кото­рым православие не могло совладать. Лишь к началу XX века почти все народности нашей страны, придерживавши­еся дохристианских (языческих) верований, были обраще­ны — по крайней мере номинально — в русское правосла­вие»

Женившись на Анне, Владимир наделил всех своих жен богатством и разрешил выйти замуж по своему усмотрению. К своим титулам он добавил Цесарь и получил прозвище Святой. С этого времени он чеканит монету и изображается с атрибутами императорской власти: в царской одежде, на голове - корона, в руке скипетр с крестом.