Государственные и региональные информационные ресурсы.
Российская Федерация и ее субъекты являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых и накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных иными законными способами.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц, представляющей государственную тайну. Собственник таких информационных ресурсов вправе распоряжаться ими только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Субъекты, предоставляющие документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, предоставляемая в органы государственной власти и организации гражданами и юридическими лицами (независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности), формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, предоставляющих эту информацию.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включают в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.
Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, такими как:
назначать лица, осуществляющие хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;
устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.
Необходимо отметить, что право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим произведенной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со следующими сферами ведения:
федеральные информационные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Федерации. Государственные информационные ресурсы формируют граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.
Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).
Организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договора, обязаны (в соответствии с законодательством) получить лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти.
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная к категории ограниченного доступа. Документированную информацию с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяют на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Информационные ресурсы являются имуществом в определенном праве собственности и, следовательно, могут быть государственными и негосударственными. Поэтому обладать информационными ресурсами могут отдельные граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения, так как документы или массивы документов могут быть созданы на их средства. Значительную часть информационных ресурсов, которая представляет общественный интерес, создают за счет государственных (федерального бюджета, субъектов Федерации) средств. Поэтому государство в значительной степени заботится об их централизованном сборе, хранении и создании условий для доступа к ним. Так как информация хранится в разных документах и видах отображения и ее считают первичной до момента копирования и тиражирования, то первоочередная задача государства — сохранение первичных документов.
Государственные органы, учреждения и предприятия обладают собственными информационными ресурсами, которые часто становятся объектом интересов других ведомств и организаций, вследствие чего эта информация становится товаром.