Учебные предметы

В учебном плане отражается система учебных предметов. На уровне учебного предмета конкретизируется содержание образования.

Предмет «Родной язык и литература» выступает как общеобразовательный предмет в традиционном его понимании и как специальный коррекционный курс, обеспечивающий социализацию учащихся. Данный курсвключает в себя на каждой ступени обучения набор специальных учебных предметов:

1 ступень – обучение дактильной речи, устной речи, грамоте;

2 ступень – развитие речи, чтение и развитие речи, формирование грамматических обобщений и письмо;

3 ступень – развитие речи, чтение и развитие речи, литература, сведения по грамматике;

4 ступень – грамматика, развитие речи, литература(8 Кл.),история и теория литературы (9-10 Кл.).

Математика – учебный предмет общеобразовательного курса базисного плана основного общего образования глухих. Математика даёт основные сведения из арифметики, алгебры и геометрии. Задачи начального курса – научить производить арифметические действия с натуральными числами в пределах миллиона, решать элементарные уравнения на сложение и вычитание, умножения и деления, решать задачи в два – три действия, овладеть геометрическими понятиями. В основной школе в 4 – 6 Кл. изучаются арифметика и алгебра, в 7- 10 – алгебра и геометрия. Объём требований к знаниям по математике определён программой школы для глухих. Требования к знаниям учащихся 8 – 10 Кл. соответствует обязательному минимуму содержания образования по математике общеобразовательной школы.

Предмет «окружающий мир» (подготовительный – 2 Кл.) занимает особое место среди общеобразовательных курсов базисного плана. Продолжается в 3 – 5 Кл. как «природоведение». Этот курс способствует адаптации глухого ребёнка к окружающей действительности. Задача курса – последовательная формирование представлений об окружающей действительности о роли предметной деятельности и труда в развитие человека, развитие первоначальных представлений и знаний о мире в целом.

Биология – направлена на подготовку учащихся к активной деятельности в области народного хозяйства. Курс помогает овладеть знаниями о живой природе, способствует гигиеническому воспитанию и стремлению к здоровому образу жизни.

В программы школ для глухих включён новый предмет «география и экология». Данный курс даёт учащимся знания о законах развития природы планеты, формирует систему взглядов, принципов, норм поведения, способствует раскрытию многообразия форм жизни.

Образовательная область «химия» – одна из базовых в основном общем образовании. Усвоение обязательного минимума химических знаний способствует выработке у учащихся культуры мышления и поведения, разумного отношения к себе, людям, окружающей среде.

Цель химического образования – сформировать систему химических знаний как компонента естественно – научных знаний об окружающем мире и его законах, выработка умений безопасного обращения с веществами в быту и др.

Физика – учебный предмет общеобразовательного курса, базисного плана в 7 – 10 Кл. Курс играет ведущую роль в современном естествознании, изучает наиболее общие свойства и законы движения и материи.

История входит в число обязательных общеобразовательных курсов базисного плана. История изучается с учётом нормативов базисного учебного плана в двух параллельных курсах: «всеобщая история» и «история отечества». История помогает накапливать знания о движении человечества во времени и о его развитии.

Учебный предмет «изобразительное искусство» составляет неразрывную часть учебно – воспитательного процесса. Задача курса развитие у детей эстетических чувств, развитие художественно – изобразительных способностей, творческого воображения и др.

Черчение – учебный предмет, дающий навыки выполнения и чтения чертежей, способствует формированию основ графической грамоты.

Физкультура – входит в общий образовательный курс и исходит из задач подготовки физически развитой личности, подготовки глухих учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Коррекционная подготовка глухих осуществляется через специальные учебные предметы: предметно – практическое обучение (ППО), музыкально – ритмические занятия, ФПиРСВ. Цель ППО – расширить коррекционное воздействие на глухого ребёнка, ускорить выравнивание имеющихся отклонений в развитии. Задача ППО – использовать чувственную полимодальную основу познания для естественного процесса формирования высших психических функций и усвоения языка. Музыкально – ритмические занятия проводятся в нулевом, 1 – 5 классах.