Модель эффективного менеджера. Условия и факторы результативной работы менеджера.
Модель управленца, социального лидера в особенности, находится пока в стадии становления, хотя отдельные ее элементы уже установлены. Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководителю качеств. Эти качества большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личностные и деловые.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей. Такими качествами являются:
· высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей сфере деятельности и смежных с ней;
· широта взглядов, эрудиция;
· стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
· поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
· умение рационально использовать время, планировать свою работу.
Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:
· высокие моральные стандарты;
· физическое и психологическое здоровье;
· внутренняя и внешняя культура;
· честность;
· справедливость, отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
· оптимизм, уверенность в себе.
Но обладание ими - тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо
руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
· умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым,
· ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение, требовательность;
· доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости,
· власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой,
· смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
· контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
· инициативность, оперативность в решении проблем, способность концентрироваться на главном;
· умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
· стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.
Требования к руководителям в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.
На низовых уровнях, например, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются способность стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
Поскольку руководитель любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.