Подходы к изучению лидерства
Изучение действий руководителя с целью определения эффективного стиля управления начались еще в древности.
В крупных масштабах и на систематической основе исследования по выявлению эффективного стиля управления начались в 30-е - 40 годы XX в. и были представлены несколькими направлениями, которые сформировались в четыре научных подхода: личностный, поведенческий, ситуационный, комплексный. Наиболее известные представители этих подходов и основные положения их теорий представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Подходы к изучению лидерства
Название подхода к изучению лидерства | Годы | Основные теории и их авторы | Основные положения |
Личностный подход | 1930-1950 | теория лидерских качеств Р. Стогдилла и Р. Манна, Теория лидерских качеств У. Бенниса | Утверждение о том, что существует определенный набор личностных качеств лидера, который определяет эффективность лидерства |
Поведенческий подход | 1940-1970 | исследования Университета штата Огайо, теория Д. МакГрегора, исследования Р. Лайкерта, управленческая сетка П. Блейка и Д. Моутона, теория стилей руководства К. Левина | Предположение о том, что существует один наиболее эффективный стиль лидерства, основанный на определенном поведении лидера |
Ситуационный подход | 1960-1990 | континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта, модель Ф. Фидлера, модель П. Херси и К. Бланшарда, модель «путь-цель» Р.Хауза - Т.Митчела, модель Врума-Йеттона -Яго | Определение влияния различных факторов на действия лидера в зависимости от управленческой ситуации |
Комплексный подход | конец ХХ века | концепция атрибутивного лидерства, концепция харизматического лидерства, концепция преобразующего лидерства | Определение специфики проявления лидерских качеств руководителя |
Выделяются личностный, поведенческий, ситуационный и комплексный подходы к изучению лидерства. В ранних исследованиях специалистов по организационному поведению лидерство рассматривалось как совокупность личных черт, или характеристик, тех людей, которые воспринимались как лидеры. Более поздние исследования определили лидерство как поведение или ряд действий, направленных на то, чтобы помочь коллективу достигнуть свои цели. Начиная с середины 60-х гг. ХХ века внимание было сосредоточено на бурно развивающихся теориях ситуационного лидерства, в которых утверждалось, что эффективное лидерство – это функция ситуации, в которой лидер и подчиненные определенным образом взаимодействуют. В концепциях комплексного подхода авторы пытаются провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в реальности.