Лекция 12. Кластерные и MPP-системы

Судейское сообщество представляет по своей сути судейский корпус, обладающий определенной внутренней организацией - интересы судейского сообщества представляют образуемые им органы.

 

К органам судейского сообщества относятся:

1) Всероссийский съезд судей;

2) конференции судей субъектов РФ;

3) Совет судей РФ;

4) советы судей субъектов РФ;

5) общие собрания судей судов;

6) Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

7) квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

 

Органы судейского сообщества формируются и действуют с целью выражения интересов судей как носителей судебной власти.

 

Основными задачами деятельности данных органов являются:

1) содействие совершенствованию судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

 

Органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

 

Статья 5 Закона "Об органах судейского сообщества в РФ" устанавливает принципы их деятельности. Такие принципы, как коллегиальность, гласность, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей, невмешательство в судебную деятельность распространяются на все без исключения органы судейского сообщества. В отношении советов судей и квалификационных коллегий Закон устанавливает принципы выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Тем не менее квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

 

7. Порядок отбора присяжных заседателей и их основные права и обязанности.

 

Участие граждан в отправлении правосудия является одним из его конституционных принципов (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). Суд присяжных в настоящее время выступает в качестве единственной формы участия граждан в отправлении правосудия в судах общей юрисдикции. Причем его компетенция ограничена только уголовными делами, подсудными судам областного звена.

 

В гражданском судопроизводстве после исключения из процессуального законодательства института народных заседателей указанный конституционный принцип фактически не действует.

 

Правовой статус присяжных заседателей и порядок их привлечения к отправлению правосудия регулируется нормами УПК РФ и Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 20 августа 2004 г.

 

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ уголовные дела, подсудные верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, рассматриваются судом в составе профессионального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого.

 

Перечисленным судам подсудны дела об убийстве, совершенном при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, совершенном при отягчающих обстоятельствах, торговле несовершеннолетними при особо отягчающих обстоятельствах, терроризме, захвате заложников, совершенном при отягчающих обстоятельствах, и других тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится в указанной норме, уголовные дела, принятые этими судами к производству при передаче по подсудности (ст. 34 УПК РФ) и при изменении территориальной подсудности дела (ст. 35 УПК РФ), а также уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

С участием присяжных заседателей могут рассматриваться уголовные дела также и в Верховном Суде РФ в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федеральных судов по их ходатайствам, заявленным до начала судебного разбирательства. Указанные лица имеют право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, в случае, если они обвиняются в преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, и заявили ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных.

 

Право на заявление ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных следователь должен разъяснить обвиняемому при ознакомлении с материалами уголовного дела в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 217 УПК РФ. Такое ходатайство обвиняемый может заявить не только после ознакомления с материалами уголовного дела, но и после направления дела в суд в течение 7 суток после получения копии обвинительного заключения или обвинительного акта (ч. 2 ст. 233 УПК РФ).

 

Статья 2 Закона о присяжных заседателях устанавливает, что участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является не только правом, но и гражданским долгом.

 

Главным при характеристике правового статуса присяжных заседателей является то, что на них в период осуществления ими правосудия распространяются основные гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ и Законом "О судебной системе РФ", Законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", а также ряд положений Закона "О статусе судей в РФ", в частности установленные пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 гарантии неприкосновенности личности, жилища, транспортных средств, документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

 

Статья 3 Закона о присяжных заседателях устанавливает требования, которым должны отвечать граждане, для того чтобы выполнять обязанности присяжного. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

 

При этом присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

 

Кроме того, к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

 

Для обеспечения возможности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных высшие органы исполнительной власти субъектов РФ каждые четыре года составляют общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Федерации.

 

Закон предусматривает основания исключения граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели.

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные, исключаются из этих списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта в случаях:

1) выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что данное лицо не отвечает требованиям, предъявляемым федеральным законом к кандидатам в присяжные заседатели;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

 

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

 

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия ему выплачивается за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период, а также возмещаются судом командировочные расходы, транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных для судей данного суда.

За присяжным на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. В частности, увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

 

8. Особенности статуса арбитражных заседателей.

 

Организационно-правовой формой участия граждан в отправлении правосудия при рассмотрении дел арбитражными судами является институт арбитражных заседателей.

 

Порядок привлечения граждан к участию в арбитражном судопроизводстве в качестве арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ" от 30 мая 2001 г. и ст. 19 АПК РФ.

 

Арбитражные заседатели могут участвовать только при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

 

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, которое может быть заявлено не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

 

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

 

Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда. Численность арбитражных заседателей в каждом арбитражном суде субъекта Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

 

Статья 2 Закона об арбитражных заседателях устанавливает требования, предъявляемые к этим лицам. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

 

При этом арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

 

Срок полномочий арбитражного заседателя составляет два года. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в общем порядке.

Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. При этом судья является председательствующим в судебном заседании.

 

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. При рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, судья и арбитражный заседатель пользуются равными процессуальными правами.

 

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда. Кроме того, арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах РФ.

На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" и Законом "О статусе судей в РФ". За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.