ПЕРВИЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, ДОКУМЕНТАЦИЯ, УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ.
Основу функционирования хозяйственного учета составляет первичное наблюдение. Оно охватывает:
§ оценку и критерии отбора фактов хозяйственной жизни;
§ определение объектов и событий, отражаемых в учете;
§ оформления наблюдения и измерения фактов хозяйственной жизни;
§ способы контроля за наблюдением и передачей фактов хозяйствования для дальнейшей обработки.
По результатам первичного наблюдения составляют документы. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые и служат первичной учетной информацией, лежащей в основе ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
Объектами учетных документов являются процессы снабжения, производства и продажи, а также отдельные подразделения организации, различные финансовые, хозяйственные, расчетные отношения внутри и за пределами организации.
Документация - способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документами.
Классификация документов производится по:
По назначению:
· распорядительными.
· оправдательными.
· комбинированными.
· документы бухгалтерского оформления.
По порядку составления:
§ отражающими каждый факт совершения хозяйственной операции
§ сводные, содержащими обобщающие сведения о ряде операций.
По способу отражения операций:
§ разовые
§ накопительные.
По месту составления:
§ внутренние
§ внешние
По порядку заполнения:
§ составляемые вручную
§ при помощи вычислительной техники
Учетные регистры - это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций, для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Учетные регистры классифицируются:
По внешнему виду учетные регистры могут быть представлены в виде бухгалтерских книг, карточек и свободных листов.
По характеру записей учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные.
По объему содержания операций учетные регистры делятся на синтетические и аналитические.
По строению регистры подразделяются на односторонние, двухсторонние, многографные, линейные и шахматные.
Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете применяется несколько способов.
Корректурный способ заключается в зачеркивании неправильного текста или суммы и надписании над зачеркнутым правильного текста или суммы.
Дополнительная проводка применяется, когда в регистрах записана сумма меньше действительной.
Способ красного сторно (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или большей чем следовало суммы. Исправления производится красными чернилами.