Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия

 

Одно лишь знание структуры делового взаимодействия, задач, которые приходится решать, средств решения этих задач само по себе еще не гарантирует достижения цели. Надо уметь эти знания эффективно, целенаправленно использовать, а это не так просто. Ведь деловое взаимодействие - это сложнейшая, зачастую противоречивая область человеческих отношений.

 

Вступая в деловое партнерство, люди хотят в чем-то преуспеть. При этом каждый из партнеров имеет свои собственные интересы, собственные стремления, цели и задачи, собственные представления о путях, способах и средствах их реализации, собственные подходы к определению путей решения задач и достижения поставленных целей. Вступая в деловое взаимодействие, каждый из партнеров исходит в первую очередь из своих интересов. С этой точки зрения деловое партнерство, особенно в области предпринимательства, всегда, в большей или меньшей степени, носит игровой характер, каждый из партнеров стремится выиграть или хотя бы не проиграть.

 

Мы знаем, что успех делового взаимодействия в решающей степени зависит от правильной организации его подготовки и проведения. А это в свою очередь требует продуманной стратегии и тактики, поскольку деловое взаимодействие строится в виде отношений между партнерами, имеющими собственные и в чем-то несовпадающие интересы.

 

Стратегию делового взаимодействия составляет определение главной (конечной) цели и способов ее реализации, принятие генерального решения планирование цепочки последовательно решаемых задач, действий и операций, приводящих к достижению цели.

 

Тактика делового взаимодействия подчинена стратегии и следит задачам планирования мероприятий, действий и операций с использованием определенных видов делового общения для решения промежуточных задач на пути к достижению цели.

 

Проведение стратегии и тактики сочетает в себе науку и искусство: наука - это те знания, на которых строится организация делового взаимодействия, а искусство - это особое умение в каждом конкретном случае так использовать эти знания, чтобы даже малыми средствами и затратами решать поставленные задачи и достигать значительных результатов. Не случайно говорят о таланте организатора применительно к тем, кто обладает таким умением.

 

Каждое мероприятие имеет свою цель, она должна быть однозначно сформулирована и соблюдаться всеми исполнителями. Для этого ее и указывают под заглавием плана (см. рис. 9).

 

Стратегическая задача заключается в том, чтобы всю цепочку последовательно проводимых мероприятий подчинить достижению конечной цели.

 

Приходится смириться с большим объемом организационных работ, принимая во внимание, что в деловом взаимодействии нет мелочей. Здесь важно все предусмотреть, ничего не упустив. Всякое упущение, даже на первый взгляд казавшееся мелким и незначительным, может приводить к весьма неприятным последствиям. Поэтому ничего не должно оставаться «в голове», все, без исключения, что должно быть сделано для успеха мероприятия, должно быть включено в план его подготовки и проведения (см. рис. 9) с указанием срока и ответственного за исполнение. Планируемый срок должен быть реальным для исполнения. Полезно планировать параллельное, то есть в одни и те же сроки, выполнение пунктов различными исполнителями, что ускорит подготовку мероприятия.

 

Многое зависит от включаемых в план исполнителей. Они должны быть достаточно компетентными для выполнения отведенных им пунктом или разделов плана, обладать организационными способностями и инициативой. Включение того или иного лица в план обязательно должно быть с ним предварительно согласовано (каждый исполнитель расписывается в проекте плана перед его утверждением). Это исключает какие бы то ни было недоразумения, повышает ответственность исполнителя и облегчает контроль за выполнением плана.

 

При формировании плана, содержащего множество пунктов разного характера, которые могут выполняться параллельно, полезно предварительно составить сетевой график, чтобы получить картину распределения работ по времени. Для контроля выполнения плана целесообразно вести календарный план-график. По окончании проведения мероприятия необходимо подвести его итоги, проанализировав все плюсы и минусы, которые должны быть учтены «на будущее».

 

Успех делового взаимодействия, как мы выяснили, зависит от правильной, целесообразной организации его подготовки и проведения, правильно выбранной, целесообразной стратегии и тактики, а это в свою очередь зависит от того, насколько правильны, целесообразны были принятые решения. Принятие решений является одним из важнейших компонентов организации управления.