Тургенев «Записки охотника». Идейно - художественные особенности.

Напротяжении нескольких лет – замысел. Ранние очерки и более поздние произведения. Он был дружен с Некрасовым (страсть к охоте, любовь к замужней женщине). На Тургенева влияла обстановка в редакции «Современника», жизнь народа, его чаяния.

Первые отдельные рассказы из народной жизни.

2)обстановка перед отменой крепостного права, Тургенев был против крепостного права

3) «записки ружейного охотника» Аксакова.

После прочтения Тургенева привлекла возможность рассказать о русской природе, о ее лиризме, тайной жизни; это свободная композиция. Самые разные очерки объединены образом странствия охотника. У Тургенева возникает замысел, у него уже были рассказы про охотника, охоту.

Политическое отношение к поместному дворянству (2 тема).

Человек и природа, воздействие природы на становление, внутренний мир человека (3 тема).

«Записки охотника открываются очерком Хорь и Калиныч.

2 варианта народного существования – Калужская и Орловская. Одна лесостепь (орловская), другая – лесная зона. Природа формирует быт людей, у орловских мужиков леса мало, избы плохонькие (осины, ивы), топятся избы скупо, жизнь более голодная, земля менее плодородная. Голодные, плохо одетые люди.

Там, где много леса дома добротные, теплые. Люди более крепкие, высокие, энергичные.

Социальный фактор:система крепостного права. Хорь выдвинул дом ближе к лесу, хозяйственные постройки. Крестьянин зажиточный, стал покупать лесные делянки, продает лес. Его приятель Калиныч – вроде бы нехозяйственный. Живет бобылем. На самом деле он трудолюбив, держит пасеку, знает лесные растения, травы, лечится ими. Вести собственные хозяйства барин ему не дает. Он таскает его с собой на охоту. Угощает Калиныча белым хлебом (он редок). По праздничным дням, или для гостей. Его спрашивали, почему он не откупится? Ему так выгоднее : проблемы с чиновником решает барин, подати платит барин. Защита.

Оба героя в поиске того, чего не хватает каждому.

Хоря интересует социальное устройство. Он комментирует новшества, которые произойдут на Руси. Хорь и Калиныч объединены общим отношением к окружающей действительности. Когда они заводят песню. Песня Якова производит потрясение, несмотря на слабый голос, барин не привык ценить народный талант, и сам народ себя не ценит.

«Бирюк»

Иллюстрирует поэму Некрасова «Душа – туча черная». Внешне – конфликт 2 человек, живущего скудной жизнью, который крадет барский лес лесника, охраняющего этот лес.

Честность и порядочность бюрюка, непорядочность души, когда охотник пожалел воришку, который просил лошадь отдать, а если на барский двор отдать – надо будет ее выкупать. Крепостные привыкли роднить себя со скотом. Он говорит плохо о хозяине, заступничество охотника не тронуло бирюка, но гневные разговоры послужили освобождению мужика. Бирюк презирает терпеливых крестьян, уважает мужика, способного на протест.

Новшество? Крестьян изображали в 2 планах:славянофилы изображают добродетельных крестьян, либо крестьянская школа рисовала беды крестьян. Тургенев говорит, что это самобытный мир, тайны, хитрость, глубина. Мыслители среди мужиков.

« Касьян с красивой Мечи»

Необычная встреча с мужичком, который кажется уродцем. Касьян живет воспоминаниями о Родине, он не нашел место в крестьянском мире. Он служит лекарем. В нем есть какая – то тайна, его религия, философия, убеждения. Он жалеет зверей, птиц. Их убивать можно только из необходимости? Еда, мех, барская охота – грех, так как для забавы.

Он соединяет свойства Хоря и Калиныча, ему приходилось много странствовать.

Рассказ о социальных крестьянских утопиях. Довольство и справедливость, мечты о справедливости, представление о земной гармонии. Крестьянская философия таинственна, чему он не находит объяснения. У Касьяна есть маленькая девочка, которую он воспитывает. Он нежен к женщинам, добр.

Мир помещичий.

Жестокость наказания. Распоряжаясь судьбами людей, помещики не подозревают что калечат их жизнь (»Малиновая вода, «Ермолай и мельничиха»).

«Льгов». Крепостной мужик. Сучок. Ему не повезло, так как имение переходило из рук в руки, менялись господа, по их воле он менял профессии.

«Бурмистр». Помещик Пеночкин, воспитан со светским тактом, талантлив, знает все оперы, любит музыку, но у него нет слуха. Развенчивается его либерализм. Он распустил своих крепостных. Во время обеда хозяин распоряжается о наказании лакея. Он труслив, делает внушительные наставления извозчику перед каждой горкой. 2 крестьян жаловались Пеночкину на Сафрона (помещик). Название неспроста. Главное лицо – бурмистр Сафрон. Приобрел огромную власть над мужиками. Крестьяне работают на барщину. После отмены крепостного права они могут быть подвержены еще большей зависимости.

Тема лишнего человека «Гамлет Щикровского уезда». Когда рассказчик встречается с незаурядным человеком, совестливым, умным, заграничное образование. Там свобода мысли и слова.

«Овсянников». Человек, который был не крепостным, а государственным. Крепкая хозяйство, деловая хватка, самобытность, житейская мудрость, жажда справедливости. Он пользуется большим авторитетом в крестьянской среде. Он рассказал о прошлых барских временах, говорит и о современных барах, которые наполнены либеральными идеями, но действительно такие же, как старые помещики.

Художественные особенности.

Композиция:

1)Мозаика. Разные герои с разными характерами, судьбами. Мозаика помогает рассказать о русской провинции, рассмотреть все слои населения.

2)изображение крестьян, чьи души интересна как герои повести. Лирические черты:радушие, гостеприимство.

3)фактографичность. Художественно – публицистические рассказы списаны с жизни. Хорь – реальный чеорвек, Овсяников существовал, К,Аксенов – славянофил, был и Яков.

Документализм!

Стремление показать духовный мир крестьян, песни, предания, языческая мифология(»Бежин луг).

Тема человек и природа(начало, обобщающий очерк «Лес и степь») Лейтмотив: образ оврага.

Стих – ие в прозе «Деревня». Это не только примета деревни, но и неустроенность. Помещики заравнивают овраги, а до крестьян нет никому дела, у них нет средств.

Изменение состояния героев. Девушка приносит букет цветов любимому перед прощанием. Крестьяне – травники (Касьян,Калиныч).

Сравнения из мира природы. Рассказ о собаке и лошади отношении к ним. Для барина лошадь – похвастаться его достатком, для крестьянина- труженица, Кормилица. Барская любовь к собакам выступает чудачеством.