Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях

 

Объекты проверки. Методика проверки. Учетная политика для целей налогообложения. проверка кассовых операций. Методика проверки правильности применения контрольно-кассовой техники.

 

В ходе налоговой проверки проверяющие исследуют документы и информацию на машинных носителях, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком в соответствующие бюджеты налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости и другие, первичные учетные документы, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов. В состав подлежащих проверке первичных учетных документов входят:

- приказ об учетной политике предприятия;

- расчетно-платежные документы;

- банковские выписки по движению денежных средств в российской и иностранной валютах по расчетным, текущим, валютным и иным счетам;

- приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в счет оплаты за отгруженную продукцию;

- договора на поставку продукции, договора-поручения на реализацию товаров, договора с транспортными организациями на поставку и перевозку грузов, договора о совместной деятельности без образования юридического лица, договора, предусматривающие осуществление бартерного обмена товарно-материальными ценностями, приказы об оплате труда в натуральной форме;

- первичные документы на отпуск товаров со склада, а именно товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, путевые листы, накладные по перевозке груза железнодорожным транспортом, водным и воздушным транспортом, доверенности на получение продукции;

- акты выполненных работ;

- счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций.

В процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных операций.

Проверка каждого учетного документа включает:

- формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;

- арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчета количественных показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах;

- правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов и иных объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

б) соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налогооблагаемой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета;

в) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы; соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов проводится в хронологическом порядке, в разрезе проверяемых счетов синтетического учета, операции по которым оказывают или могут оказать влияние на формирование налогооблагаемой базы. При этом особое внимание должно быть уделено проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета, предназначенным для обобщения информации;

г) правильность ведения налоговых регистров и отражения итогов в налоговых декларациях.

Особо тщательно анализируется приказ об учетной политике для целей налогообложения. В нем должны быть отражены: система налогообложения, применяемая налогоплательщиком, основные положения по ведению налогового учета и аналитических регистров, метод признания доходов и расходов, метод оценки материальных ценностей, начисления амортизации и т.п. Учетная политика в течении года меняться не может.

За неведение должного учета Налоговым кодексом предусмотрена налоговая ответственность.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

 

В план проведения выездной налоговой проверки включаются вопросы, не связанные с исчислением налогов, это: правильность ведения кассовых операций, правильность применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ).

Проверка кассовых операций проводится в целях выполнения Межведомственного плана мероприятий государственных контролирующих органов по пополнению доходной части бюджетов. Цель проведения проверки: выявление фактов нарушений организациями норм действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, и применение установленных мер ответственности к нарушителям указанных норм.

Проверка проводится в соответствии с Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» № 14-П от 05.01.98 г. (в ред. от 22.01.99 г. № 488-У) и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 56 от 25.03.97 г.

Порядок проведения кассовых операций регламентируется письмом ЦБ РФ от 04.10.93 г. №18 «Порядок ведения кассовых операций в РФ»

В ходе проверки кассовых операций проверяются следующие вопросы:

1. Проверка полноты и своевременности оприходования выручки в кассу и сдача выручки на расчетный счет.

2. Выявление операций не подтвержденных документально.

3. Соблюдение лимита денежных средств в кассе.

4. Проверка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

Проверка производится по следующим документам:

- приходные кассовые ордера;

-расходные кассовые ордера;

- кассовая книга;

- объявление о сдаче наличных денежных средств;

- платежные поручения;

- выписки банка из лицевого счета;

- авансовые отчеты;

- доверенности;

- договора

- другие документы.

Результаты проверки сообщаются в обслуживающий налогоплательщика банк и фиксируются в акте выездной налоговой проверки.

При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ «Об административных правонарушениях».

 

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

 

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс.руб. до 5 тыс.руб.; на юридических лиц - от 40 тыс.руб. до 50 тыс.руб.

 

В ходе выездной налоговой проверки инспектора проверяют правильность применения контрольно-кассовой техники.

Проверка ККТ осуществляется в соответствии с законом РФ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Данный вопрос не является налоговой проверкой, но его результаты отражаются в акте ВНП и влияют на результаты проверки.

Методика проверки контрольно-кассовой техники:

1. Проверяется наличие карточки регистрации ККТ в налоговом органе.

2. Проверяется наличие договора на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники.

3. Проверяется соответствие применяемой модели ККТ Государственному реестру контрольно-кассовой техники.

4. Проводится ревизия кассы: распечатывается промежуточный отчет ККТ без гашения о полученной выручке на момент проверки. Снимается остаток денежных средств в кассе. Наличные денежные средства сверяются с остатком на начало дня и полученной выручкой по отчету.

5. Результаты ревизии кассы проверки отражаются в отдельном акте, который в последствии прилагается к акту выездной налоговой проверки. Наличие излишков в кассе косвенно свидетельствует о неприменении ККТ, однако, этот факт нужно доказать.

6. При наличии недостатка в кассе делается предложение о взыскании недостачи с виновных лиц.

7. Проверяется наличие Книги кассира - операциониста. Проверяется правильность ее оформления и ведения. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью. Книга заполняется ручкой, исправления должны быть оговорены. В книге записывается полученная за каждый день выручка с приложением ежедневного отчета ККТ.

8. Полученная выручка по книге кассира - операциониста сверяется с выручкой отраженной в бухгалтерских или налоговых регистрах для целей налогообложения.

9. Проверяется исправность контрольно-кассовой техники: наличие пломбы, голограммы, качество отпечатка чека, наличие на чеке обязательных реквизитов и т.д.

10. С помощью контрольной закупки проверяют применение ККТ и выдачу чека. Контрольную закупку должно делать постороннее лицо. При выявлении нарушений составляется свидетельские показания.

11. При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ «Об административных правонарушениях».

 

Штрафные санкции предусмотрены ст.14.5 КоАП РФ в отношении налогоплательщиков, не применяющих контрольно-кассовую технику.

К указанному виду нарушения относятся следующие нарушения:

- Фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);

- Использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;

- Использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;

- Использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

- Использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы ЦТО - обязательное условие допуска ККТ к применению);

- Пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс.руб. до 2 тыс.руб.; на должностных лиц - от 3 тыс.руб. до 4 тыс.руб.; на юридических лиц - от 30 тыс.руб. до 40 тыс.руб..

Результаты проверки правильности применения ККТ влияют на сумму выручки. Если предприятие не пробивает чеки при розничной реализации, то это свидетельствует о занижении дохода для целей налогообложения, что необходимо учесть при составлении акта проверки.