Субсидии.

 

Субсидии бывают прямые и обратные. Прямые предоставляются из вышестоящего в нижестоящий. Обратные — из нижестоящего в вышестоящий.

Прямые:

- из федерального в бюджет субъекта (ст.131),

- из бюджетов субъектов в местный (ст.139),

Обратные:

- из бюджетов субъектов федеральному (ст. 138.1),

- из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (ст.142.3),

- субсидии из местных бюджетов бюджетам субъектов (ст.142.2)

 

Субсидии на разные цели, разный механизм взаимоотношений предоставляющего и получающего субъекта складывается (иногда предоставление субсидий — это право предоставляющего субъекта, а иногда обязанность, например, как субсидии из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера ). Разные правила, даже в пределах прямых субсидий , они могут быть разными по своей правовой природе.

 

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов.

На две основные цели:

1.на цель софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении собственных полномочий получающего субъекта (это отличие от субвенций).

Предоставляются из фонда софинансирования.

2. субсидии на выравнивание обеспеченности субъектов в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

 

*Правило о том, что, как правило, все МТ передаются с учетом иерархии бюджетной системы. Если РФ хочет финансировать некое расходное обязательство МО, РФ передаст МТ субъекту, а субъект МО.

В чем-то похожи цели, в целях поддержания исполнения их расходных обязательств, однако в первом случае идет жесткая привязка к конкретному расходному обязательству, во втором случае нет такой жесткой привязки.

Развиваются программно-целевые методы бюджетного планирования, предоставление субсидии, как правило, связывается с наличием определенной программы по поддержки определенной отрасли, деятельности. Субсидии носят программный характер.

 

Субсидии местным бюджетам из бюджетов субъекта.

Всё в принципе аналогично субсидиям из федерального бюджета субъектам.

2 ситуации:

- в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при исполнении полномочий ОМС по вопросам местного значения, т.е. софинансирование собственных полномочий получающего субъекта,

-субсидии на выравнивание обеспеченности МО в целях реализации отдельных расходных обязательств.

Возникает фонд софинансирования. Эти субсидии предоставляются на добровольной основе, сам предоставляющий субъект принимает решение, какие полномочия он будет финансировать.

 

В рамках обратных субъектов есть случаи добровольного предоставления МТ и случаи, когда предоставляющий субъект не может отказать в предоставлении субсидии.

 

Субсидии из бюджета субъекта в федеральный (ст.138.1)

Трансферт, предоставляемый на выполнение собственного полномочия получающего субъекта.

Эта статья появилась при возникновении финансового кризиса, чтобы предоставить субъектам возможность помочь РФ в реализации её полномочий.

На настоящий момент этой прекрасной возможностью никто не воспользовался!

Если какой-то субъект захочет помочь материально Федерации, то условия предоставлении и расходования соответствующих средств будут определены соглашением между Высшим ОИВ РФ и Высшим ИОВ субъекта.

Это добровольный обратный МТ.

 

Субсидии, предоставляемые из местных бюджетов в бюджеты субъектов (ст.142.2).

В чем специфика? Несмотря на то, что данные субсидии предоставляются из местного бюджета в бюджет субъекта, тем не менее, эти субсидии устанавливаются законами субъекта РФ, т.е. решение о предоставлении МТ принимает получающий субъект.

Посредством данного вида субсидий происходит горизонтальное выравнивание МО. О чем речь? Если вкратце: у нас есть дотации, которые предоставляются из бюджета субъекта бюджетам поселений и муниципальных районов, соответственно, дотации могут предоставляться по критерию уровня расчетной бюджетной обеспеченности или численности жителей. Идея в том, что дотации предоставляются наименее финансово-обеспеченным МО. Субсидии, предусмотренные ст.142.2, это те субсидии, которые взимаются с МО и бюджетов поселений наиболее обеспеченных. Учитываются при формировании соответствующего фонда финансовой поддержки, т.е. те субсидии, которые уплачивает поселение, учитываются в в ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки поселений. Субсидии, которые взимаются с муниципальных районов, учитываются в региональном фонде финансовой поддержки муниципальных районов.

Таким образом, когда мы берем денежные средства у обеспеченных, к примеру, поселений, учитываем их в региональном фонде финансовой поддержки поселений, откуда мы предоставляем дотации наименее обеспеченным поселениям, таким образом, у нас через бюджет субъекта происходит горизонтальное выравнивание соответствующих МО. У наиболее обеспеченных мы часть средств перераспределяем наименее обеспеченным.

Отдельно этот механизм горизонтального выравнивания происходит применительно к поселениям и муниципальным районам. Понятное дело, что подобный беспредел, когда честно заработанное изымается и распределятся между теми, кто ничего не делал или теми, кто оказался в менее выгодных условиях для цели исчисления налогового потенциала, обеспечивается определенными гарантиями для МО, у которых изымаются эти субсидии:

 

1.Первая гарантия выражается в том, как определяются те самые высокодоходные МО, у которых происходит эти изъятия. Это те МО, у которых расчетные налоговые доходы превышаю уровень, установленный законом субъекта. При этом этот уровень должен быть не ниже двукратного среднего по МО соответствующего вида в расчете на одного жителя.

Устанавливается достаточно высокий уровень, выбранный в качестве критерия выравнивания, для того, чтобы определить, у кого мы изымаем, т.е. это действительно обеспеченные МО.

 

2.п.3 ст142.2 устанавливает определенные гарантии применительно к тому, как определяется объем субсидий. В частности, определяется, что объем субсидий для каждого МО в расчете на одного жителя не может превышать 50% разницы между расчетными доходами и этим двукратным средним уровнем, т.е. устанавливается предельное ограничение для размера субсидий.

 

3.расчтеные доходы МО, после того, как у него изъяли эту субсидии, не может оказаться меньше налоговых доходов аналогичного МО, которое до вот этого выравнивания имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов.

 

Такие вот гарантии, чтобы обобрать, но не полностью!

В том случае, если МО протестует и отказывается предоставлять субсидию, которая устанавливается законом субъекта, т.е. предусматривается возможность изъятия, более того, утверждается размер субсидии законом субъекта, то БК предусматривается возможность принудительного взыскания, вернее мы от них ничего не взыскиваем, не изымаем из их бюджета ничего, но взыскивается за счет отчислений от налоговых доходов, которые подлежали бы зачислению в бюджеты МО. Поскольку критерием возможности взимания субсидий из бюджета МО являются налоговые доходы, то логично, что неуплаченные суммы взыскиваются из налоговых доходов. Вот такой случай горизонтального выравнивания через бюджет субъекта.

Второй случай, когда предоставление обратных субсидий является обязанностью предоставляющего субъекта – субсидии из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Предусмотрен ст.142.3.

Первое условие применения этой субсидии является определенный порядок формирования представительного органа муниципального района. Возможен в тех случаях, когда определенным образом формируется представительный орган муниципального района, а именно это те случаи, когда представительный орган состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района либо из депутатов представительных органов поселений, т.е. ситуация, когда не происходит непосредственного формирования представительного органа муниципального района гражданами соответствующего района, а в состав входят либо главы поселений, либо депутаты. В 2011 году возможность существования этих субсидий была поставлена под большой вопрос, п.ч. в КС была обжалована сама возможность существования такого порядка формирования представительного органа, но в П КС от 18 мая 2011 года № 9-П положение соответствующей статьи (ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления») была признана непротиворечащей К РФ.

Специфика этой субсидии – всё регулирование осуществляется преимущественно актами муниципального района. В частности, случаи предоставления определяются Уставами муниципального района. Цели, порядок расчета, перечисления и использования устанавливаются либо Уставом, либо иным актом муниципального района.

Размер субсидии утверждается представительным органом муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджета. Всё-таки есть у поселений право голоса в данной ситуации, но зачастую оно рассматривается, как некая формальность. В БК нет обязанности, что поселение обязано принять соответствующее решение в своем бюджете. В принципе, если отсутствует в решении поселения о своем бюджете отсутствует соответствующая строка, то формально у нас отсутствует утвержденный размер субсидии.

*Шевелева рассматривает как формальность, можно не соблюдать.

Но ,если учесть, что в представительных органах района и представительных органах поселения сидят одни и те же люди по сути (ну в поселениях еще какие-то люди) и они проголосовали за взимание субсидии, то они должны быть согласны и на уровне поселений. Логично, но не обязательно….

По аналогии с предыдущим МТ, также есть возможность принудительного взыскания за счет налоговых доходов, которые подлежат зачислению в соответствующие бюджеты поселений.

 

Справедливости ради, когда мы говорили о трансфертах, предоставляемых из местного бюджета, то мы говорили о том, что есть и иные трансферты из местного бюджета. Как раз эти иные трансферты предоставляются на добровольной основе. Но детальное государственное регулирование получили только те субсидии, которые предоставляются по решению вышестоящего, т.е. получающего, субъекта.