Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются:

  1. увеличение объема реализации продукции;
  2. снижение себестоимости продукции;
  3. повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции:

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижение себестоимости товарной продукции (Р↓С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

где – резерв роста рентабельности;

– рентабельность возможная;

– рентабельность фактическая;

– соответственно фактическая и возможная сумма прибыли;

– резерв роста прибыли от реализации продукции;

– возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

– возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

– соответственно фактическая и возможная сумма затрат по реализованной продукции.

В заключение анализа финансовых результатов должны быть разработаны конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов и система осуществления мониторинга.