УРОВЕНЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА.

Наблюдается четкое противопоставление смысла и того, что происходит. Например, в пьесах Ибсена на переднем плане четкие картины, но смысл – за ними. В раннем творчестве Томаса Манна ярче проявляется конфликт духа и жизни. На уровне фабулы – это центр содержания. Нет завершенности у Манна, ирония, юмор, неоднозначность.

На рубеже веков сталкиваются два противоположных художественных направления: 1) натурализм (Золя); 2) декаданс (ценность запредельной жизни).

Целостность реалистического метода распалась, в эпохе нет единства. Например, Золя: горы фруктов словно живые.

Чувство разъединенности и стремление к единству.

Сталкиваются аполлоническая и дионисийская философия. Целостность реалистического (классического) почти полностью утрачивается к концу 19 века. Впервые перед человеком встала проблема смысла жизни. Расшатались мировоззренческие основы. Жизнь потеряла свою убедительность, самодостаточность.

Георг Лукач (Лукич – не знаем, как точно) «Теория романа». Противопоставляет эпос и роман. В эпосе смысл жизни равен ей самой. Роман рождается в эпоху, когда смысл жизни является проблемой. Роман возникает, чтобы восстановить утраченную целостность. Герой романа живет в ситуации отсутствия смысла жизни. Но он его ищет. Это его задача.

В 1902 году Гофмансталь написал стихотворение «Баллада внешней жизни». Центральный вопрос – о смысле существования. Это символистский стих. Что-то есть. Но что, не ясно.

Мир 20 века предстает как хаос. Нельзя раскрыть его суть, так как наш разум работает сам по себе и понятия этого разума не применимы к этому миру. Нет порядка. Ситуация противостояния сознания и жизни, языка и жизни.

В формах повествования, в организации повествования в конце 19 века возникают сдвиги: 1) драматизация повествования; 2) метод точки зрения (ввел Генри Джеймс – основатель метода точки зрения). Этот метод родился сам по себе, он не выдуман. Для Генри Джеймса существует проблема: что такое американец в Европе. Он понимает, что американские жизни, менталитет и европейские различаются. Американец в Европе – чужой человек. Разные культуры.

Стиль Джеймса кажется искусственным, неестественным. Здесь видна работа художника. Например, новелла «Дези Миллер». Дези умерла, но кто она была, не понятно. Существуют точки зрения героев.

Для реализма жизнь – это встречи людей, переживания, общение. Авторская позиция – рама (Толстой). Метод точки зрения не предполагает авторской рамки. Все начинает проблематизироваться. Бахтин назвал это кризисом автора, т.е. у художника уже нет возможности обнаружить твердую позицию по отношению к героям, опереться на общепринятые ценности. У автора конечно есть позиция, но он уже не может ее уверенно заявлять. Следовательно, голос автора неясен, неопределен, он как бы пытается найти слово. Следовательно, творчество превращается в попытку совершить высказывание.

1902 год – Конрад «Лорд Джим» (неоромантик) – роман о воспитании сознания современного человека. Это в какой-то мере эксперимент над героем. Действие в южных морях. Смысл существования Джима – прожить честно, с достоинством, проявить силу духа. Он становиться моряком. Отплытие. Мировая гармония. Катастрофа подкралась незаметно, все спали и никто не знал, что корабль скоро затопит. Люди уже живут в ситуации катастрофы, поэтому не замечают ее. Одна шлюпка на корабле. Джим с товарищами спасают свою шкуру. Катастрофа в его сознании. Он в шоке от того, что мог так поступить. На этом моменте растерянность читателя. Суд: Джим явился один из всех, остальные товарищи сбежали. Главная драма – драма сознания, точек зрения. Маруэл (судья с викторианским типом сознания, жизнерадостный, оптимист) с презрением относится к Джиму. «Я был не готов, не знал заранее, что бессилен перед реальностью. Человек не сожжет все выдержать». Если бы Джим знал, что мир – это хаос, то он мог бы противостоять ему. Джим не испугался бы отчаяния, не поддался бы ему, так как исходил бы из ситуации отчаяния. Он бы не поддался бы инстинкту жизни. Но в романе Джим еще не раз попадает в подобные ситуации, но не выходит победителем.

Иллюзии, утопический роман? Поиск нового гуманизма?

Гуманистическая парадигма – история прогрессивна. Но гуманистическая парадигма расшатывается, терпит крушение, происходит крушение ценностных систем. Это меняет положение человека, меняет задачи и язык искусства. Исходная ситуация – проблемная.

Встреча человека с Хаусом становиться одним из самых главных сюжетов 20 века. Например, Томас Манн «Смерть в Венеции». Художественный мир строится на границе мира знакомого и незнакомого, за пределами традиционных представлений. Задача искусства – найти язык для встречи с безъязыкой реальностью.