Анализ запаса финансовой устойчивости

 

При анализе финансового состояния предприятия необходи­мо знать запас его финансовой устойчивости (зону безубыточ­ности). С этой целью все затраты предприятия в зависимости от объема производства и реализации продукции следует пред­варительно разбить на переменные и постоянные, определить сумму маржинального дохода и его долю в выручке от реализа­ции продукции. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.

Порог рентабельности — отношение суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к до­ле маржинального дохода в выручке:

Порог рентабельности =;

 

Если известен порог рентабельности, то нетрудно рассчи­тать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):

ЗФУ=

Запас финансовой устойчивости можно представить графи­чески (рис. 10.4). На оси абсцисс откладывается объем реали­зации продукции, на оси ординат — постоянные, переменные затраты и прибыль. Пересечение линии выручки и затрат и есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже - зона убытков. Отрезок линии выручки от этой точки до верхней и есть запас финансовой ус­тойчивости.

 

Рис. 10.4. Определение запаса финансовой устойчивости

Запас финансовой устойчивости (зона безопаснос­ти) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь может измениться за счет ко­личества реализованной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет сум­мы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек. Факторную модель зоны безо­пасности предприятия можно представить следующим образом:

где В - выручка от реализации продукции;

Т- безубыточный объем продаж;

Нсумма постоянных затрат;

Д,- - доля i-го вида продукции в общей сумме выручки;

Крпобщ - общий объем реализованной продукции в условно-натуральном или нату­ральном выражении;

УД - удельный вес г-го вида продукции в общем объеме продаж;

Цi - цена единицы продукции;

V - удельные переменные расходы на единицу продукции.