Государственный режим

Государственный режим – совокупность используемых методов, способов осуществления государственной власти. ГР имеет непосредственную связь с организацией власти. ГР не ассоциируется ни с порядком формирования высших органов государственной власти, ни с административно-территориальным делением, а с реальным проявлением власти в процессе ее функционирования.

Понятие ГР появилось сравнительно недавно. До сих пор во многих учебниках употребляется термин политический режим. Но они не тождественны. Последнее является более емким и отражает практику функционирования не только государств, но массовых политических движений, партий. Изучением политических режимов занимается политология. А вот изучением государственного режима занимается конституционное право. Понятие государственный режим позволяет дать понятие не только о статике, но и о динамике существования, функционирования и развития государства и власти.

Как и другие элементы ФП государственный режим тесно связан с властью, но в отличие от первых двух элементов не связан напрямую ни с порядком формирования госорганов. ГР выступает как реальное проявление власти на практике.

ГП – совокупность средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

Режим ассоциируется не только с процессом функционирования государства, но и с самим существованием государства. Кроме того, ГР определенным образом легитимируется.

ГР признается наиболее динамичным элементом ФГ, он наиболее чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Именно ГР индивидуализирует ФП, ее социально-политическую значимость.

Без учета данного фактора нельзя определить и сущность государства.

ГР складывается и функционирует под воздействием целого ряда (политические, экономические, социальные и т.д.) факторов. Однако наряду с этим объективными факторами немаловажную роль играют и субъективные факторы, например, дух (воля) народа. Это категория является весьма неопределенной. В любом народе можно найти сильную и непоколебимую волю, например, к свободе. Это и оказывает серьезное влияние на ГР. Каково общество, каков его дух и воля, таково и создаваемое им государство.

 

Очень важно учитывать разницу между государственным и политическим режимом. Последняя категория является более широкой. Политический режим – понятие более ёмкое. В него включаются не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы осуществления негосударственной власти.

 

Выделяют два основных метода осуществления государственной власти – насилие и демократизм.

Решая вопрос о классификации государственных режимов на различных этапах развития общества, необходимо найти самую общую – подразделение на демократический и авторитарный. Каждый из этих видов в зависимости от сущностных и социальных особенностей государства, исторических, национальных и других факторов может подразделять на подвиды.

Характерные признаки демократического ГР – наличие писанной(неписанной) конституции, конституционное провозглашение прав и свобод граждан, плюрализм политических партий (т.ч. наличие оппозиции), выборность и сменяемость центральных органов государственной власти, официальное признание принципов законности и конституционности, принцип разделения властей, существование институтов непосредственной демократии, наличие демократического законодательства и другие факторы.

Идейным фундаментом демократического ГР является демократическая доктрина политической свободы: отдельно взятый индивид существует первично, независимо от социальных и политических связей, а государство возникает и функционирует в результате волеизъявления этих индивидов, которые в праве самостоятельно распоряжаться изначально принадлежащей им свободе и в т.ч. соглашаться на ее ограничение. Демократический ГР устанавливается с согласия тех, кто ему подчиняется. Нужно согласовать принцип индивидуальной свободы с коллективной свободой. Потому индивид идет на ограничение личной свободы ради свободы общества. Также подразумевается, что гражданин в демократическом обществе свободен от давления извне, в т.ч. со стороны государства.

Исторически сложились две основные разновидности демократического ГР – режим либеральной демократии (государство обеспечивает политическую свободу, устранившись от всякого влияния на социально-экономическую жизнь индивидов; не было системы социальной поддержки; происходит резкая поляризация общества; при отсутствии социальных гарантий индивид не мог пользоваться и политической свободой) и режим социальной демократии (государство стремится повлиять на распределние экономических благ, имея своей целью обеспечение каждому человеку на достойное существование).

 

Авторитарный режим характеризуется значительным ограничением прав и свобод, ликвидации многопартийности в обществе, усилиением влияния исполнительной ветви власти, отказом от демократических принципов деятельности государства, навязывание некой единой официальной идеологии и т.д.

Авторитарный ГР может иметь различные формы. Крайняя форма авторитарного ГР – тоталитарный ГР (полное запрещение партий, превращение правящих партий, превращение правящей партии в ведущую часть МГ, сращивание партийного и государственного аппаратов, отсутствие гарантий прав и свобод граждан, приниженное положение суда, террор против несогласных, ликвидация ГО, тотальный контроль за всеми сферами жизни общества; институт частной собственности ставится под контроль государства либо ликвидируется; в экономике преобладают командно-административные методы).

Военно-диктаторский авторитарный ГР подразумевает наличие армии как главного инструмента управления. Характерные признака: отмена конституционных гарантий, запрещение легальной деятельности политических партий, цензура в средствах массовой информации, преобладание бюрократических методов управления.

Монократический авторитарный ГР. Могут провозглашаться права и свободы, но нет гарантий их соблюдения. Исполнительная власть преобладает над законодательной (Камерун).

Клерикальный режим. Обеспечивает фактическое/юридическое господство религиозной верхушки (Исламское государство Пакистан). В конституции указывается, главное лицо в государстве не президент, а духовный руководитель.