Правовой порядок.

Определение. Правопорядок - состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Значение правопорядка. Ценностный смысл правопорядка состоит в том, что он:

- отражает процесс воздействия права на общественные отношения;

- является показателем состояния законности в обществе;

- обеспечивает стабильность общественной жизни и социальный прогресс;

Без правопорядка невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функции государственной власти.

Признаки правопорядка. Правопорядку присущи следующие черты:

1. он представляет собой состояние упорядоченности общественной жизни;

2. он предусмотрен нормами права;

3. является итогом правового регулирования;

4. обеспечивается государством.

В теории права называются и другие признаки правопорядка:

- он создает условия для организации общественных отношений; делает человека более свободным; выступает итогом законности (А.В. Малько);

- он юридически оформляет фактически сложившиеся общественные отношения; выражается через правомерное поведение их участников; пределы его функционирования обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений; носит объективный характер (А.Б Лисюткин).

Подходы к пониманию правопорядка. Правопорядок может рассматриваться

- в узком и

- в широком смысле.

В узком смысле правопорядок - это порядок в общественных местах. Подобное понимание связано с охраной общественного порядка правовыми средствами и служит практической цели поддержания порядка в публичных местах.

В широком смысле - правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Такой правопорядок выступает в виде упорядоченной системы всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других правовых связей.

Содержание правопорядка. Содержание правопорядка – это правомерное поведение субъектов, т.е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования (В.Н.Хропанюк). Выделяют три вида содержания правопорядка:

1. материальное,

2. государственно-волевое и

3. юридическое.

Материальное содержание представляет собой:

- закономерности его возникновения, функционирования и развития;

- объективные потребности в упорядочении общественных связей и процессов;

- реальные отношения с упорядоченным поведением их участников;

- взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и идеологией.

Государственно-волевое содержание - это совокупный и трансформированный результат государственной воли, воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание - это совокупный результат:

- реализации права и законности, проявившейся в поведении участников;

- взаимосвязанной совокупности, системы правоотношений и связей; реализованных субъективных прав и обязанностей участников правопорядка;

- упорядоченности и урегулированности правовых элементов, процессов, отношений и связей (А.Б. Венгеров)

Форма правопорядка. Форма правопорядка - это внутренне присущая ему структура, организация и оформление содержания. Она выступает в качестве способа его существования. К форме правопорядка относят:

- правовое оформление порядка - внутренняя организация и внешнее проявление;

- существование его в пространстве, т.е. все статические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;

- осуществление и функционирование его во времени- развитие, движение и изменения, т.е. все динамические процессы и характеристики, отраженные в процессуальном праве;

- единичные и конкретные проявления в жизни, определённые формы поведения участников (В.В.Борисов).

Уровни правопорядка. Их определение обусловлено выбранным для этого классификационным критерием.

1. По масштабности выделяют:

- правопорядок страны,

- правопорядок федерации,

- правопорядок субъектов федерации, других структур (региона, города , организации и др.).

2. По объему и значимости:

- общий,

- отраслевой,

- правовых институтов,

- норм права,

- специальный.

3. По характеру отношений:

- конституционный,

- судебный,

- административный,

- финансовый и т.д.

4. По сложности: сложный, упрощенный, элементарный.

5. По степени оформленности:

- оформленный (как правило);

- неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.).

Отличие правопорядка от законности. Обычно называют две особенности:

- законность - это требование исполнения правовых актов всеми субъектами права, а правопорядок - результат этого требования;

- законность - это метод (принцип) руководства обществом, а правопорядок - состояние общественной жизни.

Общественный порядок. Общественный порядок – это совокупная система общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

Различия общественного и правового порядков проявляется в том, что у них:

- разная социально-нормативная основа - для общественного порядка требуется вся совокупность существующих правил и институтов, а для правопорядка - право и законность;

- разный генезис (происхождение) - правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;

- разная обеспеченность - правопорядок обеспечивается силой и средствами государственного аппарата, а общественный - общественными институтами;

- разная соотносимость - правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.