Русская культура в первой половине XIX в.

 

Первая половина XIX в. стала временем необычайного взлета в культурном развитии России. Впоследствии этот период вошел в историю как “золотой век” отечественной культуры. Если в экономическом и социально-политическом отношениях Россия ощутимо отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но часто и опережала их. В это время были созданы выдающиеся памятники литературы и искусства, которые на века вошли в сокровищницу мировой культуры. Значительных успехов достигла русская наука. Достижения русской культуры определялись многими факторами: петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных контактов с Западной Европой. Большую роль играл и тот факт, что в экономической и социально-политической структуре России медленно, но неуклонно складывались капиталистические отношения. Появились фабрики и заводы. Росли города, ставшие основными культурными центрами. Увеличилась численность городского населения. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, усилилась потребность в грамотных и образованных людях. В указанный период культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и, в связи с этим, имела ярко выраженный национальный характер. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство.

Одним из показателей культурного состояния народа, страны является образованность общества. В конце XVIII — первой половине XIX в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы имели возможность получить начатки грамотности у приходского дьячка. Для государственных крестьян были созданы приходские школыс программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян — гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения — военизированные кадетские училища и др. Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала университетской. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры. Развивалось университетское и высшее специальное образование. Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений. Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России.

В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. Становление России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И.Ф.Крузенштерна. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. В 1811 г. русские моряки предприняли попытку второго кругосветного путешествия, обследовали Курильские острова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пребывание в плену В.М.Головнин использовал для сбора ценнейших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819 г. была осуществлена русская экспедиция в Антарктиду. Продолжалось изучение Камчатки, острова Сахалин, а также западного побережья Северной Америки и Аляски. После всех этих экспедиций на карте мира многие географические объекты были названы русскими именами.

В особую отрасль выделились и успешно развивались гуманитарные науки. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент общенациональной культуры. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. “Слово о полку Игореве” — выдающийся памятник древнерусской литературы. В 1818 г. были изданы первые 8 томов “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина. Этот труд вызвал широкий резонанс общественности и неоднозначные оценки его консервативно-монархической концепции. Большую известность получили работы других историков. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М.Соловьев, написавший 29-томную “Историю России” с древнейших времен и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного факультета в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Особое значение для просвещения народа играло широкое развитие книгопечатания. Если в начале XIX в. существовало лишь 13 государственных типографий, то в 30-40-е годы распространилось частное книгоиздательство. В эти годы заметно оживилось газетное и журнальное дело. Первым русским общественно-политическим журналом был “Вестник Европы”, основанный Н.М.Карамзиным. В 1814. г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека в России, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических коллекций. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и стало основой Румянцевской библиотеки (НИИ – Российская Государственная библиотека). В 1852 г. богатейшая коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Особого расцвета в первой половине XIX в. достигла литература. Именно она определила это время как “золотой век” русской культуры. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли. Именно в этот период творили выдающиеся представители русской литературы: Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. В русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, утверждались романтизм и реализм.

Для архитектуры первой половины XIX в. характерно создание крупных и завершенных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем столица России Петербург.

Русская музыкапервой половины XIX в. получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Многовековое музыкальное народное творчество дало мощный толчок для развития национальной музыкальной школы.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине XIX в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.