Этапы осуществления экономической интеграции

1) преференциальные торговые соглашения – заключаются либо на двухсторонней основе между странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам. Никакие межгосударственные органы для управления преференциальными соглашениями не создаются, поэтому данную форму следует рассматривать не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса.

2) зона свободной торговли – предусматривает уже не простое соглашение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. ЗСТ может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходятся и без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

3) таможенный союз – отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

4) общий рынок – когда интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала, рабочей силы и технологий. Свобода межгосударственного передвижения факторов производства под защитой единого внешнего тарифа требует значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС – Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).

5) экономический союз – на данном этапе происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов (например, в ЕС – Комиссия ЕС).

6) политическое объединение интегрирующихся государств, создание международной конфедерации. На данный момент авторы не приводят четких критериев, позволяющих отличить экономический союз от указанной формы интеграции. К тому же ее теоретический анализ невозможен в связи с отсутствием прецедентов в истории развития МЭО. Сами исследователи говорят больше о политических, чем экономических факторах появления данной формы международной интеграции.

Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное объединение довольно сложно в силу отсутствия достаточно сопоставимой информации. Интеграционные группировки в МЭ, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают.