Ведущих семинарские занятия

Семинар – важнейшая академическая форма активного усвоения знаний и практических навыков самостоятельной подготовки и мышления.

Самостоятельный исследователь формируется в работе с литературой (конспектирование, реферирование, подготовка устного выступления), а не пассивным восприятием лекционного материала. Более того, именно деятельное закрепление основных понятий, смыслов курса – сначала в индивидуальной работе с литературой и конспектами, а затем в целенаправленном обсуждении в диалоге с преподавателем и дискуссии с другими студентами - и является действенной основой учебного процесса.

Целью семинарских занятий по истории социальной работы является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков анализа процесса развития социальной работы как общественного института, а также самостоятельного, гибкого и инновационного мышления. Для реализации этой труднейшей задачи, которую в силах поднять, конечно же, лишь совместными усилиями с другими общенаучными дисциплинами, необходимо решать следующие задачи:

- учить пониманию, а не зубрежке, важно сформировать отношение к категориям не как к сакральным формулам, а как к средствам мыслительного решения проблем;

- прививать навыки самостоятельности: пробуй, пробуй и еще раз пробуй излагать своими словами, не бойся казаться смешным и простым – напротив, тем самым ты делаешь то, что не могут другие;

- акцентировать плюрализм во взглядах на теории развития социальной работы, их равнозначность и утверждать норму толерантности в отношении к инакомыслию;

- вместе с тем указывать и на основание общечеловеческого единства и взаимопонимания: ценности любви, добра, патриотизма;

- ориентировать студента на самоопределение: вуз есть лишь первая ступень, знания, даваемые здесь, есть лишь "кирпичики" собственного поиска нового знания, профессионального роста и, что самое важное, мировоззренческого и нравственного самоустроения.

Цель-максима вуза, особенно классического университета, – формирование личности, способной к креативной самореализации, имеющей прочные и самостоятельные убеждения при высокой терпимости к другим убеждениям, обладающей гуманистической и жизнеутверждающей мотивацией. Эта личность, способная к успешной деятельности в современной высококонкурентной среде, имеющая вместе с тем и твердые гуманистические ориентиры.

Особенностью семинарских занятий по социальной работе является высокий удельный вес категориально-определительной работы, выявления и сопоставления между собой смысловых объемов общих понятий в сравнении с другими общенаучными дисциплинами. Эти обстоятельства предъявляют более высокие требования к преподавателю, увеличивая лекционные элементы в семинаре, наряду, конечно, с использованием и традиционно-академических методик: вопросно-ответной, проблемно-игровой ("деловая игра"), тестово-контрольной, реферативной и пр. В реалиях повседневного труда преподавателя вряд ли можно говорить об использовании только какой-то из перечисленных методик, так сказать в "чистом виде", как правило, имеет место их комбинирование.

Главное, что следует иметь в виду преподавателю, ведущему семинарские занятия, это освоение для себя определенных базовых компетенций и основных возможных методик проведения семинаров.

К базовым компетенциям можно отнести: эрудицию, способность к импровизациям, эмпатии (психологическому пониманию, сочувствию, настраиванию) и, главное, рациональная оценка качественного состава и состояния той или иной определенной студенческой группы. Как известно, группы студентов – на одном ли факультете, на разных – весьма отличны по своим качествам заинтересованности в предмете, "заводимости", процентных долей в их составе лидеров, исполнителей и "болота". Есть "девчоночьи" и "мальчиковые" группы, которые имеют свои ярко выраженные гендерные характеристики своих лидеров и группового мнения (сознания). Оптимальными следует, по-видимому, признать сбалансированные по половому признаку группы, т.к. "девчоночьи" группы имеют тенденцию к формализации процесса семинара и конкуренция здесь более жестка и несправедлива, тогда как "мальчиковые" группы в отсутствие девочек (или их не репрезентативного представительства) теряют мотивацию к демонстрации своих интеллектуальных качеств. Соответственно, сложные сценарии семинара, типа "деловой игры", "малых групп" и подобных разновидностей возможны в гендерно благополучных группах, со сложившимися структурами группового сознания на фоне внутренней консолидации. Применение таких сценариев вряд ли целесообразно на первых же семинарах: преподавателю необходимо уяснить ситуацию в отношении определения качественного состава группы (лидеры, их окружение, характер отношений между ними), чтобы дальнейшие предложения и определения конкурирующих групп были органичны и естественны.

К группам, характеризующимся либо гендерным дисбалансом, либо отсутствием внутренней сплоченности, либо преимущественно внеучебной мотивацией поведения рациональнее применять консервативные академические методики: вопросно-ответную, с элементами игры; докладно-реферативную; контрольно-тестовую. Как показывает практика, к таким группам нерационально применять сложно-сценарные методики – результат не отвечает затрачиваемым усилиям. Если в подобном случае и не задействуются соревновательно-игровые, творческие потенции, требующие для своей активации именно соответствующего группового фона, то обеспечивается усвоение фундаментальных знаний из учебников, первоисточников – разумеется, при доведении их до кондиции неформализованной понятности преподавателем.

Порядок решения задач на семинаре определяется выбором сценария семинара. Вопросное задание предусматривает как связь с предшествующей темой и историческим контекстом, так внутреннюю логику движения содержания (историческую, тематизированную, дедуцирующую). Целесообразно сопровождать основные вопросы темы еще и сопутствующими, менее формализованными (так называемыми "контрольными"). Обязательно следует приучать студентов к резюмированию своих ответов и выслушанных мнений своих согруппников. В случае использования докладно-реферативного сценария необходимо стараться задействовать как можно больше других студентов, т.е. переводить их из пассивного состояния слушателей в кондицию участников: устроить конкурс интересных вопросов докладчику (наиболее нестандартный поощрить), назначать двух-трех оппонентов с поставленной задачей непременно опровергать (даже если и согласен) позицию докладчика и т.п.

Таким образом, применение методик ведения семинарского занятия должно находиться в зависимости от развития базовых компетенций преподавателя: набора эрудиции, приобретения опыта в общении с коллегами и, главное, нахождения каждый раз психологического контакта со студенческими группами, основанного на взаимной доброжелательности и доверии.