Лекция № 9. Сенсуализм и рационализм в философии Нового времени.
Френсис Бекон (1561-1626) – родоначальник традиционного эмпиризма в Англии.
Под эмпиризмом понимается направление в теории познания, признающее чувственный опыт источников всякого знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание опыта, либо сведено к нему. Метод Бекона основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание есть изображении внешнего мира в сознании человека. Главным методом в системе Бэкона выступает индукция, в которой порядок движения мысли – от частного к общему. Это единственная истинная форма доказательства, опирающаяся на показание органов чувств.
Рене Декарт (1596-1650) разрабатывает так называемую рационалистическую методологию. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, простых понятий и идет к более сложным. Методом познания в системе Декарта является дедукция, в которой движение мысли проходит от общего к частному. Суть метода Декарта сводиться к основным 2 положениям:
1. В познании следует отталкиваться от некоторых индуктивно ясных, фундаментальных истин, т.е. в основе должна лежать интеллектуальная интуиция (интуиция – вглядываться) – твердое и отчетливое представление, рождающегося в здравом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и четкое, что не вызывает сомнения. Декарт выводит все знания о мире из интел. интуиц. – «Я мыслю», затем «Я мыслю, следовательно, существую».
2. Из этих интуитивных воззрений разум должен вывести на основе дедукции все знания о мире.
Декарт сформулировал 3 правила дедуктивного метода: 1. во всяком вопросе должно содержаться неизвестное; 2. это неизвестное должно содержать некоторые характерные особенности, что бы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного; 3. в вопросе должно содержаться нечто известное.
Сенсуалистическая линия была продолжена Гоббсом и Локком. Томас Гоббс (1588-1679) полагал, что процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина ощущений вне нас, внешние тела оказывают воздействие на органы чувств, вследствие чего в мозгу возникают их образы. В человеческом уме нет ни одного понятия, которое не было первоначально в чувствах.
Джон Локк (1632-1704) подверг критике концепцию врожденных идей. Он исходил из трех положений: 1. Нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта; 2. «Душа» (или разум) человека есть при рождении tabula rasa («чистая дощечка»); 3. Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущениях, чувствах.
Рационалистическую линию продолжил Барух Спиноза (1632-1677). Он считал, что в чувственном опыте много субъективного, неясного. Рациональное познание лишено субъективизма. Но логический вывод предполагает познание некоторых интуитивных положений в качестве исходных истин. Они даются нам интуицией. Интуиция дает нам в качестве исходного положения субстанцию, которая представляет нам причину самой себя. Он разработал учение о единой субстанции, которую он назвал Богом, или природой (понятия Бог и природа у Спинозы тождественны). Бог Спинозы бесконечная, безличная сущность, определением которой является существование, бытие в качестве причины и начала всего сущего.
Единая субстанция обладает 2 атрибутами (неотъемлемыми свойствами) – протяжение и мышление. Материя, начиная от камня и заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени. Понимать вещь – значит видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, идти от модуса к субстанции.
Примыкает к рационализму Готфрих Вильгельм Лейбниц (1646-1716). По нему в основе мире лежит субстанция, которая понимается как множество монад (конструктивные элементы бытия). Бог сотворил монады, дал им необходимые силы и предоставил им самостоятельно действовать. Кроме монад Бог сотворил и материю как внешнюю оболочку монад. Между монадами есть предустановленная гармония, они развиваются. В человеке есть господствующая монада, то, что называют душой. В душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду знания. Содержание главных в познании рациональных истин дается интуитивно и опирается на законы логики.