Алгоритм Кохонена

Алгоритм Кохонена относится к наиболее старым алгоритмам обучения сетей с самоорганизацией на основе конкуренции, и в настоящее время существуют различные его версии [4]. В классическом алгоритме Кохонена сеть инициализируется путем приписывания нейронам определенных позиций в пространстве и связывании их с соседями на постоянной основе. В момент выбора победителя уточняются не только его веса, но также веса и его соседей, находящихся в ближайшей окрестности. Таким образом, нейрон-победитель подвергается адаптации вместе со своими соседями.

, (5.17)

В этом выражении может обозначать как эвклидово расстояние между векторами весов нейрона-победителя и -го нейрона, так и расстояние, измеряемое количеством нейронов.

Другой тип соседства в картах Кохонена- это соседство гауссовского типа, при котором функция определяется формулой

. (5.18)

Уточнение весов нейронов происходит по правилу:

. (5.19)

Степень адаптации нейронов-соседей определяется не только эвклидовым расстоянием между i-м нейроном и нейроном-победителем (w-м нейроном) , но также уровнем соседства . Как правило, гауссовское соседство дает лучшие результаты обучения и обеспечивает лучшую организацию сети, чем прямоугольное соседство.