Электронное управление цепью поставок
Одним из самых эффективных способов снижения внутренних издержек является совершенствование системы закупок за счет использования возможностей киберпространства.
Менеджерам-практикам хорошо известно правило, согласно которому 80% всех трансакций, связанных с закупками товаров или услуг, обеспечивают около 20% от общей стоимости всех трансакций. Снижение накладных расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, каждый из которых имеет относительно малую стоимость, но закупается в больших количествах, может оказаться значимым в масштабах предприятия.
Все больше ведущих компаний из различных отраслей промышленности переходит на использование решения по электронному управлению закупками. Одной из первых компаний, активно включившейся в оказание консалтинговых услуг по организации систем электронного управления закупками, стала PriceWaterhouseCoopers
На настоящий момент решения для электронного управления закупками делятся на три основных класса:
§ системы электронных каталогов и агрегаторов данных;
§ системы поиска встречных заявок;
§ системы электронного проведения тендеров.
Электронный каталог объединяет продукцию множества поставщиков и позволяет покупателю производить глобальный поиск необходимого товара или услуги на основе заданных критериев. Как правило, каталог создается и поддерживается в актуальном состоянии специализированной компанией, а доступ к нему осуществляется с использованием инфраструктуры Интернета с помощью универсального клиента (браузера). Предприятие, использующее технологию электронного управления закупками, подписывается на услугу доступа к электронному каталогу, и, таким образом, для него отпадает необходимость поддерживать собственную информационную инфраструктуру и прикладные системы управления закупками. Преимуществами такого решения также являются большой выбор поставщиков товаров и услуг и более полная реализация преимуществ рынка для покупателя (жесткая конкурентная борьба, приводящая к формированию цен на минимально возможном уровне).
Цель компаний, создающих и запускающих в коммерческий оборот информационные серверы – агрегаторы данных, – построить универсальные магазины, собирающие каталоги множества поставщиков и предлагающие их целевым группам покупателей. Агрегаторы данных предоставляют возможность продавцам из сферы малого бизнеса получить доступ к широкому кругу покупателей. С другой стороны, агрегаторы объединяют покупателей из небольших предприятий для улучшения их покупательной способности и получения ими скидок на крупные партии приобретаемых товаров.
Системы поиска встречных заявок собирают заявки на определенные товары и на товары по определенным ценам и, как правило, получают с продавцов плату за каждого найденного покупателя.
Системы электронного проведения тендеров позволяют повысить эффективность решения этой задачи с использованием коммуникационных возможностей Интернета. В автоматизированном режиме могут быть решены следующие задачи:
§ выбор потенциальных участников тендера на основе заданных критериев;
§ включение отобранных кандидатов в тендерный процесс;
§ автоматизированная рассылка запросов на представление коммерческого предложении поставщиками услуг;
§ обработка коммерческих предложений;
§ управление взаимодействием со всеми участниками тендера на всех его этапах;
§ обеспечение унифицированного подхода к выбору поставщиков и опенке их предложений.
Использование технологий электронного проведения тендеров позволяет обеспечить более высокую степень объективности при осуществлении выбора победителя и обеспечить лучший в сравнении с традиционными методами контроль и управление тендерными процедурами.
Все решения в сфере электронных закупок в зависимости от сложности можно разделить на три части:
§ системы начального уровня, которые включают в себя простейшую торговую площадку и документооборот;
§ системы среднего уровня, в которых автоматизированы основные бизнес-процессы, связанные с закупкой товаров;
§ системы высшего уровня, которые позволяют осуществлять непрерывные закупки и автоматизировать процесс поставок.