Монументальное искусство.
Существует множество определений монументального искусства. Монументальный памятник – это память для потомков, это социальный заказ общества, это искусство, посвященное событию (личности).
“Монументальное искусство всегда декоративно, настоящее искусство декоративно (красиво)”, - определял М. Врубель.
Донести до потомков информацию – задача монументального искусства. Монументально-декоративное искусство менее грандиозно, оно ближе к декоративнома станковому искусству, имеет меньшую декоративную нагрузку. Один из первых проявлений монументальности – римское искусство.
Монументальное искусство как и всякое живое явление отличается от антипода, имитации, внешне напоминающей данное явление, но утратившее внутреннюю основу. Некоторые характеристики антипода: гиганские размеры, помпезность (антипод величественности), конкретика, вплоть до муляжа, излишество, несвязанность с местом расположения.
Монументальное искусство проявляется в архитектуре, скульптуре, живописи.
Монументальная скульптура:
· Связанная с архитектурой (тематический рельеф на фасаде, эмблема);
· Скульптура – символ, центр, доминанта архитектурного здания;
· Отдельно стоящий монумент.
Садово-парковая скульптура считается монументально-декоративной.
Монументальная живопись раскрывает основное содержание архитектуры, это рассказ и символ. Существует монументальная живопись, не связанная с архитектурой, которая располагается на отдельных стенах, объемах. Монументально-декоративная живопись – это панно, росписи в архитектуреа, орнамент, геральдика, структурные композиции. Основные техники монументальной живописи – фрески, мозаики, витражи, гобилены.
Фреска – классическая живопись по сырой штукатурке известковыми красками. После высыхания на живописи создается кальцинирующая пленка, не поддающаяся воде. Это защитный стекловидный слой. При этом часть краски впитывается штукатуркой.
Мозайка наиболее долговечная из видов живописи. Перед установкой мозайки необходимо, чтобы архитектурный объет дал усадку (прошло несколько лет после его строительства). Традиционно мозайка изготавливается из смальты – дважды вареного стекла, которое легче колется. Флорентийская мозайка изготавливалась из тонких слоев (около 0.5 см) полудрагоценных камней. Основой для мозайки служит цемент, на юге – алебастр. Швы затираются этим же составом. Отдельные детали мозайки иногда полировались. В русской мозайке использовались цветные плиточка 2×2 см, которые подгонялись в соответствии с рисунком. Существовали приемы расположения плиточек: веерный, веерный на 4 стороны, волнообразный, симметричный. Богатая фактура мозайки создается сочетанием мозайки модульной с мозайкой пластической (фактурной). Иногда мозайка имеет один модуль, но разную высоту.
Витраж – картина, работающая на просвет, светящаяся живопись. Классический витраж выполнялся из плоского (4 мм) цветного стекла, которое монтировалось в металлические рамы со свинцовой протяжкой. В современных витражах отдельные куски стекла соединяются бетоном, суперцементом, эпоксидной смолой, жидким стеклом, специальными пластмассами. В глыбовом витраже куски стекла бесформенные. В литом витраже в Прибалтике используется фактура скола верхней гладкой поверхности. В витражах иногда используется рельефное стекло. При этом пока стекло не остыло, оно подвергается специальной обработке.
Гобелен – безворсовый ковер. Родоначальник современного гобелена француз Ж. Люрса.
Синестезия – видение музыки в цвете.