Октябрьская революция и изменения в общественном и государственном строе.

 

Итак, нет спора о том, что российское общество 1917 г. далеко еще не исчерпало возможностей капиталистического развития. Ликвидация пережитков феодализма (а их в России было немало) могла занять целый этап исторического развития. Но история не вертится по заказу науки. Она – результат действия живых людей, борьбы социальных сил. Мало иметь нерешенные задачи буржуазно-демократической революции. Надо иметь еще силы, способные

и готовые решать эти задачи. А таких сил в тогдашней России еще не было. Лидер эсеров Чернов, оценивая этот период, писал следующее, - «Бывали моменты, когда власть чуть ли не «валялась на улице», и все, упираясь, спорили, кому и на каких основаниях ее подобрать. Никто не хотел сделать это в одиночестве, и никак нельзя было столковаться о том, на каких условиях взять ее сообща»[8]. И тогда власть 25 октября 1917 г. взяли в свои руки большевики. Переход власти в руки советов был оформлен и законодательно закреплен II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд был представлен делегатами от 402 Советов страны, он начал свою работу в 22 часа 40 мин. 25 октября 1917 г. и сразу приобрел характер законодательного органа. В обращении «Рабочим, солдатам и крестьянам» (принято в 5 утра 26 октября), говорилось, что «съезд берет власть в свои руки, власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов».

На съезде были приняты 2 важных декрета О мире и О земле. Декрет о мире предлагал немедленно прекратить войну и заключить мир без аннексий и контрибуций. Он также провозгласил следующие принципы внешней политики: Мирное сосуществование и «пролетарский интернационализм».

По декрету о земле она переходила во всенародное достояние и распределялась

между трудящимися по трудовой норме. Право частной собственности на землю отменялось, наемный труд не допускался. Все недра земли (руда, нефть и т.д.) переходили в исключительное пользование государства.

Провозглашалось многообразие форм землепользования: коллективные (артели, тозы) и индивидуальные (подворная, хуторская). Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) – высший орган власти в период между съездами в составе 101 человека. Первым председателем ВЦИК был Каменев, затем его сменил 8 ноября Свердлов. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, который готовил материалы для заседаний ВЦИК. В начале своего существования ВЦИК был постоянно действующим органом. В его структуру входили отделы и комиссии, они осуществляли текущую работу, т.е. готовили проекты документов, руководили нижестоящими Советами.

15 ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, с Исполнительным Комитетом, избранным на чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. Это значительно укрепило позиции новой власти, так как она была представлена во ВЦИКе теперь и крестьянским населением.

На съезде было образовано правительство Совет Народных Комиссаров (СНК), который возглавил Ленин. Первоначально в него вошли только большевики, а с середины ноября 1917 г. в него вошли и левые эсеры. После подписания в марте 1918 г. Брестского мира с Германией левые эсеры в знак протеста вышли из правительства, и оно вновь стало однопартийным.

Вначале было образовано 13 народных комиссариатов. Процесс создания наркоматов осложнялся саботажем чиновников, отсутствием квалифицированных кадров.

Следует заметить, что все 3 органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК были наделены законодательными полномочиями!!! Все эти органы могли издавать декреты (левые эсеры всегда подвергали критике законодательную деятельность СНК). Они предлагали ликвидировать СНК, заменив его отделами при ВЦИК.

Итак, по существу, история Советского государства начинается со II Всероссийского съезда Советов, который провозгласил себя высшим органом власти. Здесь следует сказать несколько слов об Учредительном Собрании. Выборы в него прошли в ноябре 1917 г. 5 января 1918 г. Учредительное Собрание открылось, и Председатель ВЦИК Свердлов предложил собранию принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Она передавала всю власть Советам. Учредительное Собрание отвергло Декларацию и отказалось утвердить декреты О мире, О земле. В ответ большевики и левые эсеры покинули заседание. 6 января 1918 г. Учредительное Собрание было распущено! Долгие годы исследователи оправдывали разгон Учредительного Собрания. В последние годы разгон большевиками Учредительного Собрания подвергается резкой и справедливой критике. Как бы то ни было, но Учредительное Собрание было избрано населением на демократических выборах и, как считает ряд ученых, его разгон значительно обострил обстановку в стране. По мнению некоторых ученых, Учредительное Собрание в тех условиях было нежизнеспособно. Весьма печально то, что социалистические партии (большевики, эсеры, меньшевики) были так непримиримы. Отчасти результатом этой непримиримости стала гражданская война. После разгона Учредительного Собрания происходит оформление Советской государственной системы. 10 января 1918 г. собрался III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. А 13 января начал работу III Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Эти съезды объединились и приняли «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Декларация была важным документом конституционного характера. Она определила географические рамки Советского государства и тип государства (Советская республика).

Большую роль в установлении Советской власти в стране сыграл Петроградский Военно-революционный комитет, о нем следует сказать особо. Петроградский ВРК был создан 12 октября 1917 г. при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Петроградский ВРК был органом по подготовке и проведению восстания.

25 октября 1917 г. в 10 ч. утра ВРК в обращении «К гражданам России» заявил о низложении Временного правительства и о переходе власти в руки ВРК. Таким образом, Петроградский ВРК был высшим органом власти с 10 утра 25 октября до 5 утра 26 октября (когда II Всероссийский съезд взял власть в свои руки). В историко-юридической литературе до сих пор не решены многие проблемы ВРК:

1. Его место в системе органов диктатуры пролетариата;

2. Его взаимоотношения с ВЦИК, СНК;

3. Его структура и компетенция.

Г. Калинин пишет, что после победы Октябрьского вооруженного восстания ВРК из органа Петроградского совета превратился в орган ВЦИК (так же считают и авторы раздела о ВРК в «Истории Гражданской войны в СССР).

Е. Городецкий считает, что ВРК был подчинен СНК и являлся его исполнительным органом.

Д. Голиков пишет, что с 27 октября ВРК был главным оперативным органом ВЦИКи Совнаркома по созданию аппарата новой власти, а также по борьбе с саботажем и контрреволюцией.

Необходимо отметить, что все исследователи признают следующее: после победы Октябрьского вооруженного восстания ВРК становится общероссийским органом. Сложнее обстоит дело с оценкой его положения в системе органов советского государства.

Видимо более правильной является следующая оценка ВРК: ВРК, выполняя поручения ВЦИК и СНК, действовал вполнесамостоятельно, не являясь органом или подразделением ВЦИК или СНК. Осамостоятельности ВРК свидетельствует как его деятельность, так и то, что он сам определял свою компетенцию и свою организационную структуру.

Петроградский ВРК обладал реальной силой, он опирался на отряды красной гвардии, на верные большевикам армейский части, на матросов флота, на местные военно-революционные

комитеты. По своей компетенции это был всеобъемлющий орган Советского государства. Пока не был сформирован и не приступил к работе аппарат ВЦИК и СНК ВРК был вынужден выполнять их полномочия. Фактически именно ВРК занимался формированием отделов ВЦИК, аппарата наркоматов, так как готовый аппарат был только у ВРК. ВРК был чрезвычайным органом, он сделал очень много для укрепления и защиты Советской власти именно в первое время ее существования. Одной из основных задач ВРК было подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. ВРК раскрывал и ликвидировал заговоры против Советской власти, боролся с саботажем чиновников, со спекуляцией и т.д. 5 декабря 1917 г. Петроградский ВРК был распущен, а 7 декабря СНК для борьбы с контрреволюцией и саботажем создал Всероссийскую Чрезвычайную комиссию (ВЧК) (председатель Ф.Э. Дзержинский). Вначале было 3 отдела, затем создали четвертый: по борьбе со спекуляцией, а позже – по борьбе с преступлениями по должности. С июля 1918 г. создан железнодорожный отдел ВЧК, а так же ЧК на больших железнодорожных станциях. С конца декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК (К маю 1918 г. было уже 40 губернских и 365 уездных ЧК).

Необходимо отметить, что до начала иностранной интервенции ВЧК не обладала чрезвычайными судебными полномочиями. ВЧК могла производить конфискации, выселять преступные элементы, лишать их продовольственных карточек, она занималась розыском преступных элементов, но не судила их. 21 февраля 1918 г. СНК принял Постановление «Социалистическое Отечество в опасности». Это постановление наделило ВЧК правом внесудебного решения с применением расстрела.

Образование милиции. 28 октября 1917 г. было издано постановление НКВД «О рабочей милиции». Оно предписывало Советам создать для защиты революции рабочую милицию. Рабочая милиция вначале не была штатной, на заводах и фабриках формировались отряды добровольцев, за несущими службу сохранялась зарплата по месту работы. Милиция вначале выполняла задачи, как охраны общественного порядка, так и военные. Весной 1918 г. начинается создание милиции как государственного органа, состоящего из постоянных штатных работников.

Проблемы становления советской милиции сложны и во многом дискуссионны.

Для большинства исследователей Постановление НКВД от 28 октября 1917 г. явилось правовой базой, на основе которой местными Советами стали формироваться отряды рабочей милиции. Сначала рабочая милиция создавалась Советами рабочих и солдатских депутатов, а затем по их примеру стали создавать милицию и крестьянские Советы. Однако Е. Городецкий считает, что это Постановление не давало никаких указаний в отношении сельской милиции, а также милиции, созданной Временным правительством – а потому его нельзя оценивать столь значимо. В. Портнов и М. Славин считают, что специального декрета об упразднении милиции Временного правительства не было, и этот вопрос на местах решали сами Советы (либо упраздняли, если личный состав не признавал советской власти, либо старая милиция функционировала, и из нее удаляли только реакционные элементы). С этим категорически не согласен Р. Мулукаев, который считает, что милиция Временного правительства была карательным органом, а потому она была подвергнута слому. П. Николаев считает, что была проведена такая глубокая реорганизация аппарата старой милиции, что, по существу, следует говорить о создании новой, советской милиции.