ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зависимость и взаимозависимость — власть и любовь, влияние и близость — рассматриваются в качестве центральных проблем жизни группы. В большинстве организаций и обществ предписаны правила, регулирующие распределение власти и степень близости между их членами. В группах тренинга человеческих отношений они являются основными зонами неопределенности. Так как выбор этих проблем в качестве фокуса внимания группы в определенной мере зависит от руководителя, его выбор основан на убеждении, что именно они являются ядром межличностного опыта. Основные препятствия обоснованной межличностной коммуникации как таковой коренятся в негибкости интерпретаций и действий, перенесенных из неудачного опыта взаимодействия с некоторыми фигурами любви и власти в новые ситуации, где эти интерпретации и действия являются неадекватными. Существование аутизма такого рода весьма затрудняет все обсуждение и в некоторых случаях делает невозможным обмен значениями.
Выдвижение целью тренинга развития достоверной коммуникации означает, что соответствие аутичных реакций на власть и близость любого участника может быть эксплицитно проверено и, по крайней мере, могут быть сформулированы предварительные альтернативы. Будет ли это способствовать радикальному изменению гибкости участника тренинга или он вновь вернется к своим более ограниченным формулам, когда столкнется с новой ситуацией, мы не знаем, но надеемся, что это зависит от эффективности группового опыта, в частности от его успеха в понимании группы.
Мы попытались описать то, что считаем типичной схемой развития группы, и показать ориентации участников, а также изменения в их ориентациях в связи с основными этапами развития группы. Поэтому мы подчеркнули роль лиц, неконфликтных по отношению к одной или другой области, зависимости и взаимозависимости. Их способность продвинуть группу основывается на их свободе от смещенных тревожностью реакций на проблемы власти (или близости): у них есть свобода проявлять творчество в поисках путей снижения напряженности.
Мы также акцентировали значение «барометрических событий», или событий, способных продвинуть группу от одной фазы к следующей. Основными событиями этого рода являются следующие: смена руководителя как часть решения проблемы зависимости и требование оценки в конце курса. Но для осуществления этих барометрических событий требуются каталитические агенты в группе. А именно смена руководителя может иметь место только тогда, когда она способна символизировать обретение группой автономии и предполагает наличие в группе каталитического агента, который и придает этому событию значение.
А присуждение оценок может продвинуть группу только тогда, когда каталитический агент сможет «разорвать» предшествующий порочный круг взаимного пренебрежения.
Является ли включение этих барометрических событий в процедуру тренинга лишь самовыполняющимся пророчеством нашего видения развития группы, или, как мы надеемся, эти элементы делают отчетливо ясными основные этапы поступательного движения группы и открывают путь для потока нового понимания и коммуникации, можно решить только на основе все более и более разнообразного опыта.
Эволюция от фазы I к фазе II представляет собой смену акцента не только с власти на чувства, но и с роли на личность. Активность фазы I обычно центрируется на явные ролевые различия, такие как класс, этническая принадлежность, профессиональные интересы и т. д. Активность фазы II включает в себя углубление в личностные переменные, такие как реакция на неудачу, доброжелательность, возмездие, тревожность и т. д. Это развитие демонстрирует интересный парадокс. В обмен на то, что группа на фазе Г возникает из разнородного собрания индивидов, индивиды на фазе II возникают из группы. Из этого следует, что групповая терапия, где внимание сосредоточено на индивидуальном продвижении, начинается в наименее благоприятное время" Возможно, что прежде, чем участники группы смогут помочь друг другу, потребуется хотя бы частичное осознание барьеров в коммуникации.