Рыночная власть и ее показатели

Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей массы прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластич­ности спроса на продукцию фирмы.

Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил сле­дующий индекс:

,

где — лернеровский индекс монопольной власти; Ртмонопольная цена; МС — предельные издержки; Е — эластичность спроса на про­дукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. И, следовательно, = 0. Если IL представляет собой положительную величину (> 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудно­стью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:

.

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в чис­лителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:

.

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие при­были как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является одно­значным признаком монополии.

Другой показатель монопольной власти — индекс Хервиндаля—Хиршмана (по имени ученых, предложивших этот индекс). Он характери­зует степень концентрации рынка и рассчитывается на основе данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Все фирмы ранжируют­ся по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

,

где — индекс Хервиндаля — Хиршмана; — удельный вес самой крупной фирмы; — удельный вес следующей по величине фирмы; удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т.е. мы имеем, дело с чистой монополией), то = 100%, а 1НН = 10 000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то = 1%, а

1НН = 100=100.