Матричные модели, используемые в зарубежной практике стратегического планирования.

Известно более тридцати общепринятых моделей и методов, используемых в практике стратегического планирования зарубежных компаний. Наибольшую известность получили следующие из них.

1. Стратегическая матрица Бостон Консалтинг Груп. Продукция, которая производится компанией (или планируется к производству) разбивается на четыре категории, составляющих матрицу из четырех квадрантов.

Первый - это "трудные дети " - как правило, новые товары, которые не приносят еще прибыли и нуждаются в инвестициях, рекламе, продвижении на рынок, в перспективе могут стать весьма прибыльными.

Второй - это "звезды" - товары, которые приносят компании основную прибыль и способствуют экономическому росту, однако нуждаются еще в инвестициях .

Третий - "дойные коровы" - товары, находящиеся в периоде зрелости, не нуждаются в инвестициях, в очень малой степени способствуют экономическому росту, однако дают достаточную прибыль, используемую для финансирования "трудных детей".

Четвертый - "собака на сене", "неудачники" - товары, требующие затраты ресурсов и не дающие ни достаточной прибыли, ни экономического роста.

Стратегии, разрабатываемые на основе данной матричной модели, направлены на финансирование "трудных детей", которые в скором времени могут стать "звездами", на поддержку достаточного количества "звезд", которые призваны обеспечить долгосрочный рыночный успех компании, и "дойных коров", способствующих финансированию "трудных детей".

2.Известна матричная модель Майкла Портера (Гарвард Бизнес Скул), согласно которой ситуационный анализ выделяет пять активных элементов конкурентной среды, определяющих интенсивность конкуренции в отрасли и, соответственно, ее привлекательность. Первым из них рассматривается конкуренция, существующая внутри отрасли и определяющая стабильность рынка . В качестве внешних влияющих факторов изучаются :

- угроза появления новых конкурентов ( потенциальные участники отраслевой конкуренции, способные захватить значительную долю рынка);

- угроза появления новых товаров - заменителей, производимых и планируемых к производству, в других отраслях, способных отвлечь на себя значительную часть спроса;

- рыночная позиция поставщиков, степень ценового давления при поставках производственных ресурсов;

- рыночная позиция покупателей, степень давления покупательского спроса в направлении снижения отпускных цен.

Стратегические планирование осуществляется на основе ситуационного анализа, проводимого по описанной схеме.

3.Матричная модель "Степень развития отрасли" Артур Д.Литтл Инк. основывается на рассмотрении стадий жизненного цикла, на которых находятся составные элементы продукции компании - стратегические бизнес-единицы. Рассматриваются четыре стадии зрелости :

- зарождающаяся (выпуск продукта на рынок, выяснение, будет ли он иметь успех на рынке; значительные инвестиции и затраты на маркетинг)

- растущая (рост продаж продукта, который начинает приносить прибыль, хотя затраты на рекламу и продвижение еще значительны)

- зрелая (продукт имеет стабильный рынок, приносит регулярную прибыль, затраты незначительны и связаны только с его рекламной поддержкой);

- стареющая (сокращается объем продаж, падает спрос , резко снижается прибыль).

Основная идея модели - движение продуктов и отраслей не обязательно должно происходить в одном направлении, от зарождения к старению; путем построения конкурентоспособной стратегии можно поддерживать максимальную долю бизнес-единиц компании на стадиях роста и зрелости, не допуская их перехода к стадии старения.