Малый бизнес в экономике.
Важным сектором полноценного рынка являются предприятия малого бизнеса. Целями развития малого бизнеса являются:
· активизация структурной перестройки в экономике;
· насыщение потребительского рынка товарами;
· преодоление отраслевого и регионального монополизма;
· расширение конкуренции;
· создание возможности трудоустройства работников, высвобождаемых с действующих предприятий;
· укрепление экономической базы местных органов власти;
· развитие сел, небольших городов;
· возрождение народных промыслов.
На долю малых предприятий в 2003 г. в нашей стране приходилось 10% валового внутреннего продукта страны, более 10% численности занятых работников, 2% основных производственных фондов, 4% общего объема промышленного производства, 24% подрядных работ. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, тогда как в целом по экономике - 0.73 рубля.
Малый бизнес имеет ряд рыночных преимуществ. Малые предприятия обладают высокой динамичностью, маневренностью. В малом бизнесе зарождаются принципиально новые технологии, которые затем развиваются в отдельные производства.
Одно из важнейших преимуществ малых предприятий - способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.
Создание малых предприятий позволяет разукрупнять предприятия, выделять из их состава отдельные структурные единицы, способствуя оздоровлению действующих предприятий.
Важная функция небольших предприятий - освобождение крупных и средних предприятий с массовым и крупносерийным производством от выпуска изделий мелкими сериями. Автомобильные гиганты США, Японии имеют десятки тысяч мелких фирм, обеспечивающих сборку заготовками, деталями, несложными узлами и при этом выдерживающих высокий уровень дисциплины поставок по срокам и качеству продукции.
На малые предприятия в период реформы возлагались большие надежды. Предполагалось, что их развитие приведет к широкому развитию конкуренции, повышению экспортного потенциала, быстрому насыщению рынка товарами и услугами.
Однако вклад малых предприятий в развиие рынка пока еще достиаточно скромный . Это объясняется тем, что они не получили должной государственной и экономической поддержки , в связи с чем направили основное внимание не в сферу производства продукции, а в сферу торговли, услуг, посредничества.
Каковы основные проблемы малых предприятий в настоящее время?
Первая и основная - отсутствие действенной государственной поддержки малым предприятиям. В развитых странах проблемами малых предприятий занимаются специальные государственные структуры, управления, целью деятельности которых является : выполнение просьб, обращений малого бизнеса, предоставление информации о состоянии рынка, экспертные заключения для начинающих дело, финансовая поддержка на определенных выгодных условиях и т.д.
Наиболее слабые строны российского малого предпринимательства : ограниченные финансовые возможности; трудности в материально-техническом снабжении, несовершенство законодательства, отсутствие опыта деятельности в рыночных структурах, и т.д.
. Особая проблема - обеспечение малых предприятий кредитами на приемлемых условиях. Важная проблема - совершенствование законодательства, относящегося к деятельности малых предприятий.
Малые предприятия испытывают значительные проблемы в обеспечении основными фондами при значительном росте цен на новую технику, что не позволяет им вести производственый процесс на высоком технологическом уровне.
Деятельность малых предприятий имеет преимущественно инновационный характер, для нее характерны высокие риски. Пока еще отсутствует инфраструктура рынка, система страхования промышленных рисков и кредитов, что очень важно для предприятий малого бизнеса.
Малым предприятиям необходима инфраструктура, сориетированная на специфику малого бизнеса : банки, биржи, страховые, аудиторские фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами, лизинговые фирмы и т.д. Начинать развитие малого бизнеса необходимо в регионах, для чего создавать особые региональные центры развития малого предпринимательства, с привлечением зарубежных партнеров, иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.
Критерии малых предприятий.
В настоящее время действуют два критерия предприятий малого бизнеса : отраслевая принадлежность и максимальная численность работающих. Выделяется пять отраслевых групп малых предприятий :
-промышленность, строительство и транспорт;
- сельское хозяйство и научно-техническая сфера;
-оптовая торговля;
- розничная торговля и бытовое обслуживание;
- остальные отрасли и другие виды деятельности.
С учетом принадлежности к определенной отрасли устанавливается предельное среднесписочное количество работников:
-в промышленности. строительстве и транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании 30 человек;
- в остальных отраслях - 50 человек.
Малым предприятием может быть предприятие любой организационно-правовой формы собственности, с долей государства, общественных организаций, благотворительных фондов - не более 25% уставного капитала, а также не более 25% может быть доля иных юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями.
Малые предприятия самостоятельно выбирают основной показатель результата экономической деятельности : объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности. Этот показатель должен использоваться предприятием неизменным в течение года, на его основе определяется порядок налогообложения предприятия.
Российским законодательством предусмотрены льготы малым предприятиям, осуществляющим:
· производство и переработку сельхозпродукции;
· производство продовольственных товаров;
· производство товаров народного потребления согласно установленного государством перечня;
· производство товаров медицинского назначения;
· производство средств помощи и реабилитации инвалидов;
· строительство объектов жилищного, производственного, социального, природоохранного назначения и ремонтно - строительные работы.
Эти малые предприятия в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль, если выручка от этих видов деятельности превышает 70%; на 3-й и 4-й год уплачивают налог на прибыль в размере 25% и 50% соответственно, если выручка от этих видов деятельности составляет более 90%. Однако эта льгота касается только предприятий, созданных до 2002 г.
Все малые предприятия имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется:
· на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения и погашение соответствующих кредитов банков;
· на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, до 10% прибыли;
· на благотворительные цели, но не более 3% прибыли;
Малые предприятия имеют также ряд специальных льгот при уплате НДС, начислении амортизации по основным средствам , ведении и представлении бухгалтерской и статистической отчетности в упрощенной форме и т.д.