Анализ порога прибыли

Анализ порогов прибыли или минимального уровня деятельности широко используется в странах с регламентируемой рыночной экономикой для оценки выгодности производства. Анализ базируется на взаимосвязях между объемом производства (продаж), себестоимостью и прибылью. В ее основу положена классификация затрат по их отношению к объему производства на условно-переменные и условно-постоянные. Переменные затраты прямо пропорционально изменяются в зависимости от изменения объема производства и сбыта продукции (сырье, материалы, электроэнергия, зарплата производственных рабочих). Эти расходы легко поддаются стандартизации и нормированию. Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и сбыта продукции, а обуславливаются

условиями их организации и продолжительностью отчетного периода. По истечению которого определяются финансовые затраты, как затраты не подлежащие прямому учету, т.е. постоянные, рассматриваются амортизационные отчисления, оклады, которые нельзя отнести непосредственно к конкретным видам продукции (налоги, пошлины, взносы).

Себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных производственных затрат. Постоянные расходы при этом полностью списываются за счет доходов отчетного периода или маржинального дохода. Маржинальный доход или маржа представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменной себестоимостью и предназначен для возмещения постоянных затрат и получения прибыли. Другими словами прибыль в сумме с постоянными затратами понимается как моржинальный доход предприятия. Этот метод учета получил название «директ-кост». Использование его в управлении позволяет принять наиболее эффективное решение из альтернативных на основе анализа функционально-математической зависимости между себестоимостью, объемом и прибылью. Наличие такой зависимости используется менеджером для анализа порога прибыли или критической (мертвой) точки объема производства. Этот анализ является инструментом для определения того количества продукции, которое необходимо произвести и сбыть, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период.

Определение 1: Точка критического объема производства показывает, что общая сумма маржи с переменной себестоимостью возмещает общую сумму постоянных затрат за определенный период.

Определение 2: Критическая точка (точка безубыточности) – это уровень производства или сбыта, при котором финансовые поступления от продажи равны издержкам, т.е. минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка.

Определение 3:

Определение порога прибыли осуществляется двумя способами:

1) график критического объема производства.

2) алгебраическое решение.

Рассмотрим указанные способы: первый способ представляет графическое решение. По горизонтали показывают объем продукции (в натуральном или стоимостном выражении), который регламентирован наличием производственной мощности предприятия.

По вертикали показывают постоянные и переменные затраты, т.е. полную себестоимость регламентированного объема продукции и прибыли вместе составляющие выручку от реализации. График позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продаж, в которой величина затрат на производство и сбыт продукции (полная себестоимость) будет равна величине выручки от продаж.

Рис. Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли.

ТКОП – точка критического объема производства;

ПЗ – переменные затраты;

ПР – постоянный расход;

МД – маржинальный доход;

Р – прибыль.

В точке критичного объема производства, величина маржинального дохода равна сумме переменных затрат. Преимущества такого построения (рис. 2) в том, что наглядней дается взаимосвязь между величиной маржинального дохода, переменных затрат и прибылью. При построении графика делаются следующие допущения:

1. Существуют неизменные цены реализации с одной стороны и цены на потребляемые ресурсы с другой стороны.

2. Затраты предприятия строго подразделяющие на переменные и постоянные.

3. Поступающая выручка пропорциональна объему реализации.

4. Наличествует одна точка критического объема производства (на самом деле взаимосвязь сложнее и могут присутствовать несколько точек).

5. Ассортимент изделие постоянный.

6. Объем производства равен объему реализации.

Все графики взаимосвязи СVР строятся, как правило, на измерение объема физических или натуральных единиц. Для решения проблемы вторым алгебраическим способом используется модель формирования финансового результата по методу СVР (затраты – объем – прибыль). Он определяется уравнением:

.

Зная, что в ТКОП (реализации) сумма прибыли равна нулю, получим следующее:

,

ПР – расходы всего выпуска, всего объема производства.

,

т.к. значение или разность представляют собой МД на единицу продукции , то выражение примет следующий вид:

.

Таким образом, ТКОП равна делению ПР на МД на одно изделие (единицу продукции).