Основы проектирования асфальтобетоных заводов

При проектировании и организации АБЗ исходят из заданных темпов и сроков строительства, конструкции асфальтобетоного покрытия, наличия материалов, комплекса местных условий (грунтово-гидрологических, климатических), подъездных путей, источников снабжения водой, электроэнергией, топливом и пр. Завод должен обеспечивать строительство высококачественными смесями и в нужном количестве.

Проектируя АБЗ решают следующие основные вопросы: выбор места расположения завода; определение объемов работ по выпуску асфальтобетоной смеси – производительность завода и необходимое количество материалов для приготовления асфальтобетона; разработка схемы технологического процесса; подбор оборудования и механизмов; разработка средств механизации и автоматизации основных технологических процессов; проектирование складского хозяйства; расчет требуемых энергоресурсов; разработка генерального плана завода; разработка основных положений по строительству завода; расчет необходимого количества работников; составление калькуляции стоимости смеси и сметно-финансового расчета; разработка основных мероприятий по охране труда, технике безопасности и противопожарной технике; определение основных технико-экономических показателей завода.

Каждому из вышеуказанных вопросов было уделено внимание на одной из предыдущих лекций, сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из вопросов.

Разработка генерального плана завода. Разработке генерального плана предшествует определение размеров всех зданий и сооружений. На стационарных заводах устраивают здания капитального типа, на временных – сборно-разборные.

На генеральном плане указывают расположение смесительно-дозированного цеха, плавильной установки, склада минеральных материалов, битумохранилища, лаборатории, конторы, транспортных путей, коммуникаций энергохозяйства и др.

При разработке генеральных планов АБЗ необходимо учесть ряд рекомендаций.

Площадь завода должна быть минимальной и компактной и вместе с этим давать возможность удобно расположить всё оборудование и допускать некоторое расширение завода.

Основным принципом проектирования генерального плана является рациональное расположение оборудования, при котором в полной мере соблюдается принятая технологическая схема с наименьшими затратами на переработку сырья и транспортировку материалов. Поэтому движение материалов от одного агрегата к другому должно быть прямоточным, по кратчайшему пути без дополнительных перегрузок. Встречных потоков грузов надо избегать, т.к. они ухудшают условия эксплуатации завода.

Склады щебня, песка, минерального порошка должны находиться возможно ближе к смесительному цеху, что уменьшает стоимость транспортных галерей. Обычно потребность в щебне на АБЗ больше в 1,5-1,7 раза, чем потребность в песке. Поэтому склады щебня располагают ближе к смесителю, а склады песка – дальше.

При проектировании транспортных путей целесообразно избегать встречного движения автомобилей, предусматривая кольцевое или сквозное движение. Ширина проездов предусматривается не менее 5,5 м при двухстороннем, и не менее 3,5 м – при одностороннем движении. Минимальные радиусы разворота автомобилей принимают 15-20 м. Выезд с территории АБЗ должен быть оборудован весами. Перед смесителем предусматривают площадку не менее 500-600 м2 для маневрирования и кратковременной стоянки автомобилей. Все транспортные пути и площадки должны иметь твердое покрытие.

Битумоплавильня обычно располагается ближе к смесителю. Это необходимо для минимизации потерь тепла приготовленным битумом.

Административный и санитарно-бытовой блок целесообразно отделять от промышленного блока.

Принципиальное решение всего генерального плана в значительной мере зависит от компоновки смесителей, особенно если их несколько.

 

 

Рис. 4. Схемы размещения смесительных установок: а – раздельная; б – кольцевая; в – прямолинейная; г – параллельная; 1 – смеситель; 2 – транспортер; 3 – питательный бункер

 

Раздельная и кольцевая схемы расположения смесителей требуют большей территории и несколько усложняют транспортирование компонентов смеси. Зато при этих схемах упрощается вывозка готовой смеси. Прямолинейная схема установки более рациональна при наличии двух смесителей, она более компактна. Еще более компактна параллельная схема, однако, при такой компоновке значительно ухудшаются условия работы автотранспорта. Выбор оптимальной схемы зависит от многих факторов: площади, отведенной под завод; типа смесителей; конструкции складов и пр.

Большое значение имеет максимальное использование длины тупика, вдоль которого обычно расположены склады щебня, песка, минерального порошка, вяжущих. Эти склады можно размещать на одной или обеих сторонах тупика, в зависимости от конкретных местных условий.

Территория АБЗ обязательно ограждается и на ней садят зеленые насаждения.

При разработке генерального плана сравнивают несколько сопоставимых вариантов, выбирают лучший из них на основе технико-экономического сравнения и вычерчивают в масштабе 1:500.