Краткая история развития учений о предпринимательстве

Большинство из перечисленных направлений обычно изучается в курсах соответствующих учебных дисциплин и потому далее не рассматривается. Ниже речь будет идти только о предпринимательстве в узком смысле.

 

 

 

Как уже упоминалось выше, несмотря на многотысячелетнюю историю трудовой деятельности человека, выделять из неё предпринимательство как некий особый вид деятельности стали не более трёхсот лет тому назад. Одним из первых при этом следует назвать Р. Кантильона, который, по-видимому, впервые определил предпринимателя как человека, действующего в условиях риска (1725 г.). Он впервые сформулировал тезис о том, что человек, который занимается хозяйственной деятельностью в условиях неопределённости экономических результатов, то есть в условиях рисков и является предпринимателем.

Несколько позже Адам Смит в своём классическом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) изложил собственную теорию, согласно которой предприниматель – это капиталист, то есть собственник капитала, который ради получения высокой прибыли сознательно идёт на экономический риск. При этом он говорит, что предпринимательская деятельность может быть эффективной только при соблюдении следующих условий:

· достаточно большая личная выгода предпринимателя от его предприятия;

· среди предпринимателей должна быть достаточно высокая конкуренция.

Следует отметить также, что А. Смит был категорическим противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

В конце этого же XIII столетия Ж. Бодо (1797 г.) расширил понятие предпринимательства. Он определил предпринимателя как лицо, совмещающее в себе функции собственника капитала и управляющего им. Таким образом, предприниматель в отличии от капиталиста не просто владеет капиталом, но и планирует, организует и контролирует деятельность своего предприятия и несёт за него ответственность.

Наиболее значительный вклад в развитие теории предпринимательства внёс Ж. Б. Сэй. Тщательно изучив труды А. Смита и других экономистов того времени, он в своём «Трактате по политической экономии» (1803 г.) выдвинул тезис о том, что три основных фактора производства – труд, земля и капитал способны создавать новую стоимость (новый продукт) только при наличии предпринимателя. В связи с этим Ж. Б. Сэй определил предпринимателя как экономического агента, который комбинирует известные факторы производства, перемещая их из сферы с низкой прибыльностью в область, где они могут дать наибольший результат (прибыль).

Если все вышеперечисленные авторы высказывались о предпринимателе как о прогрессивном элементе экономической системы, то Карл Маркс в 1860-е годы сформулировал свою экономическую теорию, в которой предприниматель выступает в первую очередь как эксплуататор рабочих, то есть элемент регрессивный. Таким образом, впервые было сформулировано отрицательное позиционирование предпринимателя, которое в результате слепого копирования В. И. Ульяновым-Лениным в свои теории социалистического государства на столетие фактически «похоронило» развитие предпринимательства в нашей стране. За этот недальновидный шаг руководителей страны социалистического периода отечественная экономика расплачивается до сих пор низкой производительностью труда, высокой энергоёмкостью производства, неоптимальной структурой производства и управления, безинициативностью населения и т.п.

Современное осознание роли предпринимателя начинается только на рубеже XIX-XX столетий. Так французский экономист А. Маршалл дополнил классическую триаду факторов производства – труд, земля и капитал четвёртым фактором – организацией. Согласно его теории предприниматель как раз олицетворяет собой функции организовывания производственных факторов на получение новой стоимости.

Независимо от А. Маршалла к аналогичным выводам пришёл и американский экономист Дж. Кларк, который выделил деятельность предпринимателя в отдельный фактор, имеющий собственную стоимость, то есть была внятно сформулирована мысль о том, что деятельность предпринимателя надо оплачивать.

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) представил предпринимателя как «новатора». По его мнению, основная функция предпринимателя состоит в реализации нововведений, играющих определяющую роль в обеспечении экономического роста и развития всей экономики. В более поздних работах Й. Шумпетер разрабатывал теорию предпринимательской прибыли, которая остаётся в распоряжении предпринимателя и может быть им свободно использована по своему усмотрению. Он считал, что предпринимательская прибыль – «это результат осуществления новых комбинаций».

В 1930-х годах вышли работы ещё одного австрийского экономиста и философа Ф. Хайека, который определил предпринимателя как хозяйствующего субъекта, стремящегося найти новые возможности получения прибыли, ещё не замеченные другими хозяйствующими субъектами. В связи с этим он писал: «Доля частных лиц, готовых опробировать новые возможности (если это, как им представляется, сулит улучшение их положения и если этому не мешает давление со стороны соплеменников) везде примерно одинакова. Вызывающее столько нареканий отсутствие «духа предпринимательства» во многих «молодых» странах является не прирождённым свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами».

Во второй половине XX столетия американский теоретик и практик менеджмента Питер Друкер неоднократно высказывал мысль о том, что предпринимательство не относится ни к науке, ни к искусству, что это конкретная деятельность, практика, базирующаяся на современных знаниях. Именно знания дают возможность находить нововведения – особый инструмент предпринимателя, позволяющий ему осуществлять свои замыслы как в экономической, так и в социальной сферах. П. Друкер писал, что «предпринимателя отличает инновационный тип мышления, который направлен на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы новые свойства с целью создания новых благ». При этом он формулирует предпринимательские стратегии, которые позволяют добиться успеха:

· вырваться первым и нанести энергичный удар;

· нанести удар быстро и неожиданно;

· найти и захватить свободную нишу;

· постоянно отслеживать экономические характеристики выпускаемого продукта, рынка и отрасли.