Расписание и график движения пригородных поездов
В качестве исходных данных для построения расписания и графика движения пригородных поездов принимают массу (состав) и среднеходовую скорость пригородных поездов, интервалы между поездами в пакете, время на разгон, замедление и стоянку их для высадки и посадки пассажиров, технологические нормы простоя составов и локомотивов в пунктах оборота, размеры движения пригородных поездов по часам суток. Если пригородная линия обслуживает смешанное движение (грузовое, дальнее и местное пассажирское и пригородное), то необходимы данные, нормативы и согласованная прокладка на графике всех категорий поездов. Во время массовой доставки пассажиров на работу целесообразно поезда других категорий перенести на часы с менее интенсивным движением, например значительную часть грузовых поездов — на ночь, когда пригородное движение прекращается.
При зонном непараллельном графике движения необходимо предусматривать прокладку пригородных поездов, обеспечивающих межзонную связь пассажиров. Такие поезда следуют с остановками на всех зонах. В предвыходные и выходные дни, когда пригородный пассажиропоток увеличивается, число поездов также следует, как правило, увеличивать. В этом случае дополнительные поезда, отправляющиеся в пригород, размещают на графике в утренние часы, а возвращающиеся из пригорода — в вечерние. Наиболее сложно распределить пригородные поезда по часам суток. Количество пассажиров, прибывающих на головную станцию утром и отправляющихся из города к месту жительства вечером, определяют обследованием зонных станций, остановочных пунктов, предприятий, учебных заведений и др., опросом населения, а также проверкой населенности поездов. Это позволяет установить доли пассажиропотока по часам суток на всем участке и по зонам.
На основе графика движения пригородных поездов строят график оборота составов, определяют потребность в них, а также в вагонах и локомотивах, подсчитывают их среднесуточный пробег. При этом стремятся к тому, чтобы обслужить пригородное движение наименьшим количеством составов. Основные критерии качества графика оборота составов —• среднесуточный их пробег и коэффициент потребности на одну пару поездов.
График движения поездов составляют, учитывая возможный оборот составов. Так, время с момента прибытия состава на зонную станцию до момента отправления в обратный рейс должно быть не меньше суммы времени на операции по прибытии и отправлению этого состава; количество составов, отправ-
ляемых на ночь на зонную станцию, должно соответствовать ее путевому развитию.
Иногда для построения графика оборота необходимо передвинуть нитку графика, как правило, в пределах часа следования рассматриваемого поезда. График оборота составов устанавливает: режим работы подвижного состава, место и время экипировки составов (один раз в сутки полная и с межпоездным ремонтом и периодически сухая уборка составов на станциях оборота), потребное количество бригад проводников.