Параметры, влияющие на выбор оптимальной среднеходовой скорости движения электропоездов

 

В условиях текущей эксплуатации на электрифицированных пригородных линиях известны все параметры подвижного состава, что облегчает определе­ние оптимальной скорости. При моторвагонной тяге, в том числе и при обслужи­вании пригородной линии электропоездами, потребная частота движения поездов исходя из заданного пассажиропотока в часы пик и средней вмес­тимости состава

Поскольку ,

Следовательно, потребную вместимость состава можно найти по заданному пассажиропотоку в часы «пик» и наличной или проектируемой пропускной спо­собности участка:

 

или

 

Подобные расчеты позволяют предварительно, до определения необходи­мых массы и скорости поезда, выбрать тип моторвагонного подвижного состава. Очевидно, что при мощном пассажиропотоке целесообразно иметь состав поезда значительной вместимости, а при слабом — меньшей. В том и другом случае следует учитывать наличную или проектируемую пропускную способность линии.

Один из важнейших показателей высокого качества обслуживания пас­сажиров в пригородном сообщении — достаточная частота движения поездов. Этот параметр определяет время ожидания их. При малом пассажиропотоке интервал между поездами, как видно из условия (6.34),

Вместе с тем интервал в пакете, характеризующий пропускную способ­ность линии,

где — расчетное расстояние между попутными поездами, м; — участковая скорость движения поездов, км ч.

Приравнивая правые части уравнения (6.35) и (6.36), найдем число вагонов в составе поезда при заданной частоте движения:

Следовательно, как интервал в пакете, так и число вагонов в составе поезда обратно пропорциональны участковой скорости движения пригородных поез­дов. Это значит, что другой важнейший параметр — время нахождения пас­сажиров в поездах. При зонном движении поезда дальних зон проходят значи­тельную часть ближних зон со среднеходовой скоростью. В этом случае

где — время соответственно стоянки, разгона и замедления поезда, мин. Тогда

т. е. число вагонов в поезде зависит от среднеходовой скорости движения пригородных поездов и мощности тяги. Такая связь одновременно определяет выбор подвижного состава в зависимости от пропускной способности пригород­ной линии, технической ее оснащенности. Если линия электрифицирована, то, как правило, целесообразно выбрать электропоезда; при слабом пассажиропо­токе и достаточной пропускной способности можно использовать дизель-поезда или автомотрисы.