Параметры, влияющие на выбор оптимальной среднеходовой скорости движения электропоездов
В условиях текущей эксплуатации на электрифицированных пригородных линиях известны все параметры подвижного состава, что облегчает определение оптимальной скорости. При моторвагонной тяге, в том числе и при обслуживании пригородной линии электропоездами, потребная частота движения поездов исходя из заданного пассажиропотока в часы пик и средней вместимости состава
Поскольку ,
Следовательно, потребную вместимость состава можно найти по заданному пассажиропотоку в часы «пик» и наличной или проектируемой пропускной способности участка:
или
Подобные расчеты позволяют предварительно, до определения необходимых массы и скорости поезда, выбрать тип моторвагонного подвижного состава. Очевидно, что при мощном пассажиропотоке целесообразно иметь состав поезда значительной вместимости, а при слабом — меньшей. В том и другом случае следует учитывать наличную или проектируемую пропускную способность линии.
Один из важнейших показателей высокого качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении — достаточная частота движения поездов. Этот параметр определяет время ожидания их. При малом пассажиропотоке интервал между поездами, как видно из условия (6.34),
Вместе с тем интервал в пакете, характеризующий пропускную способность линии,
где — расчетное расстояние между попутными поездами, м; — участковая скорость движения поездов, км ч.
Приравнивая правые части уравнения (6.35) и (6.36), найдем число вагонов в составе поезда при заданной частоте движения:
Следовательно, как интервал в пакете, так и число вагонов в составе поезда обратно пропорциональны участковой скорости движения пригородных поездов. Это значит, что другой важнейший параметр — время нахождения пассажиров в поездах. При зонном движении поезда дальних зон проходят значительную часть ближних зон со среднеходовой скоростью. В этом случае
где — время соответственно стоянки, разгона и замедления поезда, мин. Тогда
т. е. число вагонов в поезде зависит от среднеходовой скорости движения пригородных поездов и мощности тяги. Такая связь одновременно определяет выбор подвижного состава в зависимости от пропускной способности пригородной линии, технической ее оснащенности. Если линия электрифицирована, то, как правило, целесообразно выбрать электропоезда; при слабом пассажиропотоке и достаточной пропускной способности можно использовать дизель-поезда или автомотрисы.