Политическая коммуникация.
Политическая коммуникация – это процесс информационного обмена между политическими деятелями, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
Уровни информационных потоков:
1. Обслуживает органы власти и управления (в основном служебная информация).
2. Образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и т.д.).
3. Обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.
Способы политической коммуникации:
- через печатные и электронные СМИ;
- через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д. (научные институты, центры, консультационные службы);
- через неформальные каналы с использованием личных связей.
В системе политико-коммуникационных процессов важную роль играет электоральная коммуникация.
Электоральная коммуникация – разновидность политической коммуникации, связанной в сюжетно-тематическом, временном и пространственном отношениях с выборами.
Избирательная кампания как разновидность коммуникационной кампании: направлена на получение конкретных результатов в пределах четко обозначенного периода времени посредством организационного комплекса коммуникационных действий.
Модели избирательных кампаний:
1. Неструктурированная модель – независимый кандидат сплачивает вокруг себя группу единомышленников, помогающих ему в подготовке и проведении выборов. Основной ресурс кампании – личный имидж кандидата. Эффективно в условиях слабости органов власти и партийных организаций.
2. Рыночная модель – отношение к кандидату или избирательному объединению как к товару, который нужно продвинуть на политическом рынке с помощью методов политической рекламы. Избиратели – объект манипулирования, кандидат выступает в качестве суммы сконструированных организаторами кампаний имиджей. Основной ресурс кампании – деньги, на которые закупается реклама и оплачивается труд политконсультантов, имиджмейкеров.
3. Административно-командная модель – строится на обладании кандидатом властно-распорядительных ресурсов. Используется главами администраций. Государственный аппарат может ограничивать рекламное время конкурентов, изымать агитационные материалы, фальсифицировать результаты выборов. Успех зависит от отношения избирателей к самим носителям власти и степени жесткости контроля за проведением избирательной кампании.
4. Организационно-партийная модель – на основе функционирования партийной избирательной машины. Основной ресурс – сила организации избирательного объединения. Успех зависит от авторитета партии, степени уважения к ней избирателей.
5. Комплексная модель – сочетание различных ресурсов. Успех при наличии практически неограниченных ресурсов по всем направлениям избирательной деятельности.
Типы действий в электоральной коммуникации:
- мобилизационный – включает агитацию и пропаганду;
- маркетинговый – представлен ПР и политической рекламой.
Значительную роль в электоральной коммуникации играет политический маркетинг – комплекс мероприятий в области исследований политического рынка по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. В основе – представление о политическом пространстве как о рынке, на котором одни заинтересованы сбыть свой продукт (программы), а другие хотят его получить, рассчитывая на выгоду.
Комплекс коммуникаций политического маркетинга включает:
- политическую рекламу, использующую различные каналы распространения информации и существующие в рамках этих каналов рекламные обращения.
- организацию общественного мнения (ПР) – через специальные публикации в СМИ, организацию теледебатов, выступлений и т.д.
- «личную продажу» - встречи кандидата и его доверенных лиц с избирателями, митинги и т.д.
- «стимулирование сбыта» - различные формы материального стимулирования электората (подарки, бесплатные обеды и т.д.).