Москва 30-х гг. ХХ ст.

Главный вопрос – «квартирный». Ему подчинено всё поведение жителей Москвы. Это авторская маска, позволяющая заглянуть внутрь проблем тоталитарного режима и определить степень свободы людей (персонажей романа).

Автор – очевидец и участник событий, современник, критик, проводник в этом сложном и бездуховном мире, мистификатор. Его образ преимущественно реализуется как образ сатирического хроникёра и рассказчика, главным оружием которого является ирония, которая колеблется в диапазоне от добродушной усмешки (как в случае с Иваном Бездомным) до едкой сатиры на весь МАССОЛИТ и высмеивания приземлённости московских жителей.

Автора интересует, изменился ли человек за 2 тысячи лет? Каков он? Как живёт и как выживает? Что ценит и чему отдаёт предпочтение?

Главное – в этом мире живут Мастер и Маргарита, его муза и спутница.

Проблемы: творчества (каким должно быть истинное искусство?), жизни и смерти («Человек внезапно смертен»), веры и безверия (в диалогах Берлиоза, Бездомного и Воланда).

Социальные вопросы, вопросы быта, творчества, вопросы бытия человека тесно переплетаются с вопросами моральности.

 

Ершалаим. Иудея. Римская империя. 30-е гг. І ст. н. э.

События в Ершалаиме являются художественным зеркальным отражением глобальных катастроф современного Булгакову мира. Соотнесение безбожия людей в «московских» главах с трагедией человечества в связи с распятием Иисуса Христа.

Автор-хроникёр и рассказчик устранён из этих глав. Он передаёт право голоса Мастеру (в романе о Понтии Пилате – как творческой личности, которой открылась божественная истина на основе его профессиональных знаний и богатства духовного мира) и Воланду как беспристрастному очевидцу этих событий и посланцу из Вечности.

Распятие Иисуса Христа, призванного взять на себя грехи человечества, стало одной из глобальных катастроф. Погрязшее во грехе человечество не поняло и не приняло живого бога рядом с собой и отправило его на Голгофу. Учение Иисуса Христа не отрицает заповедей Старого Завета, а лишь расширяет их и делает более демократичными. Самое главное в обновлённом учении – свобода выбора: нет страха, нет давления. Свободная личность осуществляет свой свободный выбор. Такая мировоззренческая платформа обеспечивало человечеству быстрый и неукоснительный подъём и развитие прежде всего в сфере духовности, но идеология прогресса – вера, любовь, добро, милосердие, прощение – оказалась ненужной человечеству ни в І веке, ни в 30-е годы ХХ столетия.

Однако в романе нет однозначного решения проблемы оценки моральных ценностей. Зачем Маргарита стала ведьмой? Чем является прощение Пилата? Почему его прощает не Иешуа, а Мастер? Во что верит человек и почему?

Дьявол в романе искушает, проверяет, срывает маски, обнажает сущность вещей.

Модель Булгакова: люди сами отошли от истины, от добра.

Основа космоса – бинарность: добро и зло, бог и дьявол, свет и тьма (философское начало), вера и безверие (моральное).