АННОТИРОВАНИЕ И РЕФЕРИРОВАНИЕ

Любой специалист должен иметь устойчивые навыки работы (обработки) с текстами. При этом, конечно, можно говорить об умении пользоваться всеми информационными процессами. Наиболее важным и трудным в рассматриваемом случае является процедура, включающая одновременно несколько информационных процессов, нацеленная на определённый способ переработки текста, позволяющий без искажений содержания (сущности) документа-источника получить из него вторичный документ в сжатом (свёрнутом) виде. Такая деятельность определяется как аннотирование и реферирование, а применяемый способ – аналитико-синтетическая переработка. Аннотация (лат. «аnnatatiо» – замечание) – краткая характеристика документа (или совокупности документов), раскрывающая его содержание, вид, структуру, назначение и другие особенности. Она является разновидностью информационного свертывания в результате аналитико-синтетической переработки документа, вторичным документом и используется в частности в библиотечном деле. Аннотация может быть элементом библиографической записи, оформления публикации материалов и др. Отмечается, что в среднем аннотация должна содержать от 150 до 200 знаков [БЭ].Массовым традиционным аналитическим информационным процессом считается преобразование извлечённых сведений в краткий (примерно до 1500 символов) текст реферата. Реферат по латыни «Refere» означает – докладываю, сообщаю. По реферату обычно можно легко и быстро установить необходимость для пользователя, описанного в нём документа. Реферат является одной из самых древних информационных технологий сжатия информации. В России первую инструкцию по реферированию составил М.В. Ломоносов5. В ней он определил общие процессы документооборота в Академии наук России и разработал требования подготовки сжатого текста – реферата. Как было сформулировано в России в 1950-е годы: «реферат выражает центральную тему или предмет публикации, но имеет объём не превышающий 3% объёма исходного текста». И ранее и ныне используются различные варианты реферирования. В конце прошлого столетия систематизация компонентов реферата вошла в состав ГОСТ 7.9-95 СИБИД «Реферат и аннотация. Общие требования». В нём даны рассматриваемые далее общие определения. Реферат – это краткое и точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата (согласно ГОСТ 7.9-95). Отметим, что целью реферирования является включение наибольшего количества информации в ограниченный объём. Специалисты выделяют различные виды рефератов: перевод, рецензия, иллюстрация, таблица, фрагмент и др. Сводный реферат – это реферат, составленный на основе двух и более исходных документов (ГОСТ 7.9-95). При этом результаты поиска в отдельных документах группируются, как правило, по категориям.

Реферирование можно охарактеризовать как:
1) разновидность свертывания информации;
2) процесс аналитико-синтетической переработки информации, результатами которого являются различного рода рефераты. Реферирование делится на два типа – вторичное (сжатое) документирование и обзорная деятельность в рамках заданной тематики. Примером первого процесса может быть составление автореферата диссертации, а второго – вводной части диссертации, подразумевающей ознакомление с множеством работ по разрабатываемой теме. При этом обзорное реферирование зачастую сводится к процессу реферирования каждого из источников, представляющих интерес для исследования, и сведению результатов в обзорный реферат. Вторичное документирование определённого текста позволяет выявлять ключевые его фрагменты и устанавливать между ними структурные связи. Результат такой работы представляет интерес с точки зрения возможности оперативного ознакомления с содержанием объёмных текстов по документу (реферату), полученному в процессе вторичного кодирования (информационного сжатия). Его можно использовать для перевода в более структурированный вид слабо упорядоченных материалов текстов. В ГОСТ 7.9-95 указано, что реферат документа должен включать в себя:

· предмет, тему и цель работы;

· метод и методологию проведения работы;

· результат работы;

· область применения результатов;

· выводы;

· дополнительную информацию.

. Реферирование относятся к узкопрофессиональной информационно-аналитической деятельности. При этом в учебно-научной, научной и научно-практической, а также профессиональной деятельности специалистам и обучающимся достаточно часто приходится не только пользоваться рефератами, но и самим их создавать, что характеризует потребность индивидов формализовать определённые аспекты творческого процесса. Так, например, студентам при подготовке курсовых и дипломных работ, а аспирантам и докторантам при проведении соответствующих научных исследований приходится использовать большое количество документов-источников, переработка которых приводит к созданию собственных материалов. Зачастую студентов обязывают исследовать заданный документ или документы по определённой теме, представив выполненную работу в форме реферата или эссе. Ныне практически все письменные работы выполняются студентами на компьютерах. Аспиранты и диссертанты перед защитой своих работ обязаны опубликовать их в сжатой форме, то есть в виде автореферата. Автореферат – это реферат произведения, созданный его автором. Наиболее распространённый его вид – автореферат диссертации, в котором излагаются основные положения исследования, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Существуют рекомендации по подготовке различных видов научных и научно-исследовательских работ. Так, на сайте Московской финансово-промышленной академии (http//:www.mifp.ru) представлены материалы под названием «Введение в научное исследование». В 1980-е годы в нашей стране появляются типовые структуры рефератов (TCP), потребность в которых остро ощущалась в частности при подготовке реферативных журналов (РЖ) в ВИНИТИ. По оценке специалистов этой организации, нарастающие массивы необходимой для обработки информации вызвали появление информационных перегрузок как у работников ВИНИТИ и аналогичных организаций, так и у пользователей. Последнее обстоятельство приводило к неадекватному восприятию информации и грубым ошибкам в процессе принятия решений.