История возникновения корпоративных изданий в России и за рубежом.

СМИ, получившие на рубеже XX - XXI вв. определение «корпоративная пресса», связаны с важнейшей сферой жизнедеятельности общества – экономикой. Сама журналистика как печатная форма передачи информации возникла в результате потребности в обмене экономической информацией.

Рассматривая генезис современной корпоративной прессы, исследователи отмечают тот факт, что в России этот тип прессы возник гораздо позже, чем в европейских странах и США. Это связано с особенностями экономического развития отдельных стран. Как известно, русская журналистика вступила в 4-е столетие своей истории. Уже первая печатная газета «Ведомости» (создана по указу Петра I от 15 декабря 1702 г. Первый экземпляр вышел и поступил в продажу 17 декабря, до нас дошли первые печатные экземпляры начиная со 2 января 1703) запечатлела проблемы экономического развития России периода петровских реформ. Постоянными темами газеты были: строительство новых заводов, разведка месторождений, информация о ремеслах, товарах, ценах. Интерес к этим проблемам был продиктован государственной реформаторской политикой Петра I и событиями русско-шведской войны. Проблемы рационального хозяйствования освещал и первый частный журнал «Трудолюбивая пчела». В обществе активно обсуждалась статья ее главного редактора А.П. Сумарокова «О домостроительстве». В период расцвета сатирической журналистики в 70-е гг. 18 в. вопросы крепостного права стояли в центре внимания Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Экономическая журналистика была одним из ведущих проблемно-тематических направлений 18 в. Н.И. Новиков 9 лет издавал (1780-1789) журнал «Экономический магазин», в котором давалась информация о новинках в сельскохозяйственном производстве, усовершенствованиях и опытах, содержались конкретные рецепты и советы хозяевам. Редактировал журнал известный просветитель, агроном А.Т. Болотов. Он издавал журнал «Сельский житель» (1776-1789).

С XIX в. в отечественной прессе начинается процесс становления так называемой специализированной, отраслевой прессы. Особенно интенсивно она развивалась во 2 четверти, после подавления восстания декабристов. Николай I взял курс на поощрение специальных изданий по отраслям промышленности, экономики. В это время активизируется журналистика, предназначенная для различных профессиональных групп: журналы для министерств и ведомств («Журнал Министерства народного просвещения», «Земледельческая газета» П. Усова и др.), вестники научных обществ («Горный журнал»).

Со второй половины XIX в. деловая журналистика (это прилагательное используется современными исследователями зачастую как синоним корпоративной журналистики), занимает лидирующее положение в общероссийской прессе. Она функционирует в виде различных изданий по отраслям производства, по роду коммерческой деятельности («Земледельческая газета», газета «Купец», «Посредник»). Быстрое развитие этого вида прессы было связано с пореформенным периодом развития страны, с повышением деловой активности во всех сферах промышленности и сельскохозяйственного производства. Именно с этим периодом развития наиболее близко современное состояние корпоративной журналистики.

Следующий период развития корпоративной прессы – заводские многотиражки после 1917 г. М.М. Ковалева не считает фабрично-заводскую печать советского периода непосредственной предшественницей корпоративной прессы. Она объясняет это серьезными содержательными и функциональными отличиями промышленных изданий советского периода и современными корпоративными СМИ. Это обусловлено в первую очередь неразвитостью рыночных отношений в период существования партийно-советской печати. Как и вся советская пресса, фабрично-заводская печать выполняла скорее функционально-пропагандистские функции, чем специфические корпоративные. Историю развития фабрично-заводской и корпоративной прессы объединяет не содержательная модель, а место возникновения издания – крупное промышленное предприятие. Многотиражная печать советского времени была вертикальной цепочкой партийных СМИ. По принципиальным вопросам (тематике, жанровому своеобразию) они практически не отличались от прессы более высокого уровня.

Изменение ситуации наметилось в середине 1990-х гг., когда стал упрочивать свои позиции частный капитал. Конкуренция в бизнесе привела к стремлению активного воздействия на различные аудиторные слои. В результате этого в последние годы значительно возросло общее количество корпоративных СМИ. Это принципиально иные по целям и задачам СМИ, по сравнению с советским временем. Издания, возникшие в первые десятилетия советской власти на крупных промышленных предприятиях, продолжают существовать, но их роль в общественной жизни значительно изменилась.

 

Часть российских компаний на современном этапе предпочитают выпускать корпоративные издания не собственными силами, а с помощью аутсорсинга, когда корпоративное издание издается издательским домом или рекламным агентством, обладающим опытными квалифицированными журналистами и рекламщиками.

На Западе большая часть корпоративных изданий издаются именно на аутсорсинге, там это хорошо развитый бизнес. Например, во Франции таким образом выпускается около 80 % корпоративных изданий. Рынок «bespoke publishing» («изданий на заказ») являются самым быстрорастущим во многих странах Европы.

В России этот рынок только начинает развиваться. Пионером в этом деле считается столичный издательский дом «HFS». Он в 2002 г. начал выпускать корпоративный журнал для компании «Mercury». В нашей стране развитие этого бизнеса идет не интенсивно. По мнению генерального директора издательского дома «Медиа Хаус» Джемира Дегтяренко, это «свидетельствует о недостаточно высоком уровне отечественного издательского рынка, не всегда считающего нужным вкладывать средства в собственное развитие и продвижение».

У исследователей корпоративных СМИ есть предположение, что и у нас, вслед за Западом, все больше компаний будут переходить на аутсорсинг. И что на этом рынке появится настоящая конкуренция не только в Москве, но и в регионах.

 

 

В настоящее время наблюдается стремительный, «взрывной» рост корпоративной прессы. Основные тенденции развития этого типа СМИ в странах Запада и в России совпадают.

Наиболее интенсивными темпами у нас, как и на Западе, развиваются издания b2p (предназначенные для персонала) и b2c (предназначенные для клиентов, потребителей). В количественном отношении именно издания для внутренней общественности являются доминирующим типом корпоративной прессы. Так, по данным, изученным на Первом форуме корпоративной прессы, внутрикорпоративные издания есть у 90 % крупных европейских компаний, тогда как клиентские издания – примерно у половины из крупных компаний. Зато самыми большими тиражами обладают именно клиентские печатные издания. Тиражи некоторых изданий b2c превышают миллион экземпляров (например, «ADAC Motorwelt», журнал немецкой автомобильной ассоциации ADAC, издается тиражом 16, 5 миллионов экземпляров, газета «Ваш Перекресток», издание московской сети супермаркетов «Перекресток» - тиражом 1,5 миллионов экземпляров).

Пресса сегмента b2b является гораздо менее распространенной. Большинство компаний пока предпочитают время от времени выпускать для бизнес-партнеров рекламные проспекты и каталоги.

Наряду с количеством, повышается качество корпоративных изданий. Некоторые из них по качеству содержания и оформления уже не уступают, а то и превосходят «обычные» печатные СМИ.

В настоящее время наблюдается отказ многих компаний от «универсальных» корпоративных изданий, рассчитанных на всех, кто так или иначе связан с данной компанией. Все чаще появляются издания для конкретных групп: потребителей продукции, сотрудников компании, партнеров по бизнесу и т.д. Это закономерно, т.к. у разных аудиторных групп разные интересы и потребности.

Так, «Аэрофлот» выпускает более десятка печатных изданий для разных целевых аудиторий и поддерживает работу нескольких сайтов. Четкое позиционирование корпоративной прессы – удел только таких крупнейших компаний. В систему корпоративных СМИ Ухтинского государственного университета входят (кроме электронной почты, связывающей все подразделения университета): газеты «Университетские ведомости» и «Политехник» (адресованные профессорско-преподавательскому составу), «Политехник Junior» (ориентированная на студентов), имиджевый журнал «Планета Университет» (для внешней общественности). Это оправданно, у преподавателей, студентов и абитуриентов разные информационные потребности, разные вкусы и предпочтения. Чем более четко и полно газета, или иное СМИ, их будет отражать – тем лучше. По этой причине в некоторых университетах, например, помимо общевузовских изданий, создаются свои газеты на разных факультетах.

Выпуск компанией вместо одного, «универсального», нескольких изданий для разных целевых аудиторий является, как правило, не «роскошью», «не выбрасыванием денег на ветер», а продуманным шагом. Если с сотрудниками предприятия можно и нужно обсуждать проблемы, трудности и способы их преодоления, то в издании для внешней аудитории это ни к чему. Она должна знать о достижениях фирмы и достоинствах производимых ею товаров. А специфические производственные проблемы, актуальные для работников, обычно неинтересны для всех остальных. Способы, формы подачи информации для разных аудиторий также различны. Например, издания для внешней аудитории, направленное на формирование имиджа и привлечения клиентов, логично выпускать на высококачественной бумаге, в профессиональном исполнении. Но для внутрикорпоративного издания дорогие глянцевые страницы не всегда уместны: у рабочих может возникнуть раздражение по поводу того, что «начальство сорит деньгами». Для рабочего ближе публикации своих товарищей по цеху, написанные «неприглаженным», «корявым» языком, но искренние, отражающие знание всех производственных мелочей. Они не воспринимают «прилизанные» материалы, представляющие действительность в приукрашенном виде.