Объединение земель вокруг Москвы. Причины ее возвышения. Образование русского централизованного государства.

Москва, которая в истории Руси и России сыграла поистине судьбоносную роль, как город впервые упоминается в летописи за 1147 г. В этой летописи рассказывается, что великий князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника князя Святослава Олеговича Черниговского на свидание в Москву, где они пировали - «учинили обед» и обменялись подарками. Как пишет исследователь Платонов, в летописи не говорится, что Москва была городом в это время. Т.е можно предположить, что в 1147 г. Она была селом. Но уже в княжение Юрия Долгорукого около 1156 г. на месте Кремля была построена обширная крепость, разоренная монголами в 1237 г, но сравнительно быстро Москва была вновь отстроена. Во второй половине 13 века Москва – стольный город Московского княжества. Однако в политической жизни Руси это княжество занимало еще скромное место. После смерти Александра Невского Москва перешла во владение его младшего сына Даниила Александровича, и началось быстрое возвышение Москвы. Москва, управляемая Даниилом Александровичем, оставалось некоторое время в стороне от междоусобиц, и усиливалась за счет прироста населения, искавшего спокойствие. В 1300 г. московские войска захватили Коломну. Московское княжество быстро расширяется территориально. В 1302 г. последний год жизни Даниила бездетный племянник оставляет ему в наследство Переславль с солеными источниками, рыбными ловлями и бортными лесами. Это значительно усиливало Москву. В 1303 г. московские дружины во главе с сыном Даниила Александровича князем Юрием Даниловичем присоединили Можайск. Это приобретение увеличило территорию московского княжества почти в два раза. Усиление Москвы вызвало недовольство тверского князя Михаила. Начинается длительная схватка между Москвой и Тверью как первое испытание на пути к будущему Москвы. Юрия Даниловича предпочитают Михаилу Тверскому население Переславля. Более того, поддерживают его и новгородцы, обиженная на Михаила, собиравшего у них для монголов, не забывая при этом и себя, большую дань. Решить спор между князьями могли только золотоордынские ханы. Их вызвали в орду. Московский князь Юрий Даниилович получил там поддержку со стороны одного из самых сильных ханов - Узбека. Тверской князь был убит. Юрий, пробыв в Орде два года, женился на сестре хана и вернулся на Русь с ярлыком на великое княжение. С этого времени начинается еще более упорное противостояние между тверским и московскими князьями, продолжавшееся почти четверть века и закончившееся победой московского князя. Против Юрия выступил сын казненного Михаила Ярославича – Дмитрий Михайлович. В 1325г. Юрий был вызван в Орду и там убит. А самого Дмитрия вскоре казнили по приказу хана Узбека. Война между феодальными князьями была упорной и кровавой. Но победа в междоусобице окончилась в пользу московских князей. С 14 века начался быстрый экономический и политический рост Москвы. Ее возвышение объясняется рядом важных причин. Если Владимир был центром развития земледельческой культуры, то Москва же до татаро-монгольского нашествия представляла собой город со значительным торгово-ремесленным пассатом. В ней развивались: железоделательная, кузнечная кожевенная, гончарная производство и строительной дело. Город продолжал политические традиции Владимиро-суздальской земли, торгово-ремесленное население, которого издавна поддерживает сильную великокняжескую власть в борьбе с крупным боярством. У московских князей постепенно создавались материальные предпосылки для борьбы за политическое объединение Руси. Росту Москвы способствовало и ее центральное положение среди коренных русских земель. Важно было и расположение ее на торговых путях, удаленность от окраин, подвергавшихся постоянным нападениям враждебных Руси племен. Поэтому со времени Ивана Калиты великое владимирское княжение занимали только московские князья. Политика преодоления раздробленности Руси уже с 14 века привлекала к московским князьям внимание церкви, также заинтересованной в единстве страны. В связи с этим духовенство всегда в княжеских междоусобицах держало сторону Москвы. Так, митрополит Феогност проклял и отлучил от церкви псковичан, укрывших тверского князя Александра, противника Ивана Калиты. В свою очередь московские князья щедро одаривали церковь, которая становилась центром духовной власти, благословляя своим нравственным авторитетом политику Москвы. Для укрепления политической роли Москвы при Иване Калите большое значение имело перенесение туда в 1326 году из города Владимира митрополичьей кафедры. Митрополит Петр, покинувший Киев ради Владимира, а потом поселившийся в Москве, пророчествовал Ивану Калите: «Бог благословит тебя и поставит выше всех князей и распространит город этот паче всех других городов и будет род твой обладать местом сим на веке». С момента как Москва стала центром великого княжества московского постепенно меняется ее облик. В 1339 году Иван Калита строит новые дубовые стены с высокими, мощными башнями. Тогда же при Калите появились в Москве и первые каменные соборы: Успенский(1326г.) и Архангельский(1333г.). Зимой 1366 , согласно летописям, было принято решение строить каменную Москву. Летом 1367 года Дмитрий Донской заложил Москву каменную и начал делать это беспрестанно. Крепкие стены и башни Дмитрия Донского, построенные с большим искусством мастерами – градодельцами, 118 лет успешно охраняли столицу. Новый этап в истории политического объединения Руси во второй половине 14 века был подготовлен не только все большей консолидацией сил вокруг московского княжества, но и ускорившимся экономическим развитием русских земель. Подъем производительных сил, рост торговли создавали материальные предпосылки для развития ремесла, земледелия, военного дела, тем самым увеличивали возможности активного сопротивления захватчиков. В северо-восточной Руси большими темпами развивалось земледелие, совершенствовались орудия труда, более масштабно расчищались леса, повышалась агротехника. Земля обрабатывалась главным образом одноконной двузубой сохой с железным наконечником и перекладиной для переворачивания пласта с почвой. Значительно реже применялся более совершенный плуг. Как основная тягловая сила использовалась лошадь для уборки зерновых применялся серб. В рамках княжеского и боярского вотчинного хозяйства развивалось и ремесло, связанное в основном с переработкой с/х продукта( производство полотна, обработка кожи и т.д). Перечисленные важные факторы роста силы и могущества русских земель, оправившихся от удара монгольских поработителей, нанесенных столетием раньше и готовившихся к первой схватке за освобождение от ненавистного русским людям золотоордынского ига. Возглавил эту борьбу великий князь московский Дмитрий Иванович Донской.

Куликовская битва.

В 14 столетии в Золотой Орде произошли колоссальные изменения. Населявшие ее народы ослабели, потеряв много сил и жизней в беспрерывных войнах. Затраты были столь велики, что по мнению историка Л.Н.Гумилева, этнос Орды утерял свою прежнюю доминанту, сменив ее на новую – исповедь ислама(1312 г.) Опираясь на мусульманскую религию, хан Узбек ликвидировал феодальные распри в Орде и добавился ее некоторого подъема. Переворот хана Узбека в Орде стал знамением времени, но ему не удалось полностью погасить негативные процессы в татаро- монгольском государстве. Первое время после переворота традиционные отношения Орды и Руси еще сохранялись. В 1317 году Узбек выдвинул московского князя Юрия Даниловича на великое княжение. Наследовавший Узбека - его сын хан Джаныбек- будучи уже мусульманином все еще старался поддерживать с Русью отношения, установившиеся при предыдущих правителях Золотой Орды. Но его последователи в 70-е гг. 14 века, в частности хан Мамай, решил восстановить вассальные отношения Руси с Ордой, характерные для эпохи Батыя. Едва в Орде возникли феодальные усобицы московский князь Дмитрий Иванович прекратил платить «выход» - тяжкую татарскую дань. Тогда Орда прибегла к испытанному средству, попыталась столкнуть между собой русских князей. Мамай объявил, что старшим князем на Руси будет не московский, а тверской князь, которому он и пожаловал ханский ярлык. Их действия вызвали возмущение всех русских князей. В 1375 году Дмитрий Иванович возглавил поход общерусского войска на Тверь. Под его стягами сражались полки всех крупных княжеств и земель: Москвы и Нижнего Новгорода, Ростова и Ярославля, Смоленска и Новгорода. Общее дело поддержал рязанский князь, взявший на себя охрану южной границы. Тверской князь признал свое поражение и подписал мир с Москвой. Обеспокоенный поведением своего главного вассала, Мамай стал собирать силы для карательной экспедиции против Москвы. В этой ситуации власть Мамая, однако, уже была поколеблена новым претендентом на трон Орды – Тохтамышем. Позади Тохтамыша моячила еще более могущественная фигура Томерлана. Однако Мамай не оставлял надежды покорать московское княжество. В 1378 году Мамай послал на Русь Мурзу Бедеча с большим войском. Бедеч прошел в глубь рязанской земли, чтобы разъединить силы Москвы и Рязани. Князь Дмитрий Иванович бросился на выручку рязанцам и остановил татаро-монголов на реке Воже. На помощь ему прибыли рязанские отряды, конница Бедеча понесла огромные потери. Ордынцы бежали с поля боя в огромной панике. Битва на Воже была крупным сражением, окончившимся победой русских над ханскими войсками. Карл Маркс высоко оценил эту победу: « 11 августа 1378 года Дмитрий Донской совершенно разбил монголов на реке Воже(в Рязанской области). Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими». Победа на Воже вселила в русских веру в свои силы и порадила надежду на освобождение страны. Обе стороны стали готовиться к решающей схватке, от исхода которой зависила судьба всей Руси. Освобождение страны от ига являлась целью жизни Дмитрия Ивановича. Об этом постоянно напоминал ему духовный наставник Сергий Радонежский(1321-1391 гг.) К решительной битве с окрепшей Русью активно готовилась и Золотая Орда. Летом 1380 года Мамай повел против Москвы свои войска, усиленные генуэской пехотой, осетинскими и черкесскими вспомогательными отрядами. Общая численность его полевой армии была не менее 30 тысяч человек. Для обеспечения успеха Мамай заключил союз с великим князям Литвы Ягайло. Было согласовано, что монгольские и литовские войска соединятся в области верхнего Дона. Узнав о приближении полчищ Мамая, Дмитрий Иванович объявил сбор ратных сил. Но самое крупное княжество и земли остались в стороне от борьбы. Нарушил союзный договор и отказался послать полки против Мамая тверской князь. Боярское правительство Новгорода и князья Нижегородского Великого княжества последовали его примеру. Рязанский князь также отказал Москве в помощи. На призыв Москвы откликнулись лишь 2 великих князя- Ярославский и Ростовский. Но грозная опасность сплотила многих русских людей от князей до ратников и крестьянства. К Москве потянулись дружины удельных князей и народные ополчения. Под знамя московского князя встали суздальцы и владимирцы, ярославцы и ростовчани, жители отдоленных земель и городов. Жгучая ненависть к вековым угнетателям пробуждала неудержимое стремление к освобождению родной земли. Старинное сказание образно передает это всенародное патриотическое движение: « Кони ржут на Москве, звенит слава по всей земле русской, бубны бьют в серпах». Все говорит за то, что Дмитрий должен был выставить в июле силы примерно равные Мамаю, но конницы в них было меньше. Несмотря на это невыгодное положение, русские воины были исполнены суровой решимости. Русское войско выступило в поход в августе 1370 года. Перед этим князь Дмитрий был у преподобного Сергия в его монастыре и получил благословение на дань. Из Коломны через рязанские земли рать Дмитрия двинулась к Дону. 8 сентября на Куликовом поле столкнулись 2 армии. Сражения начали «зачинщики». Вечную славу завоевал богатырь Монах Пересвет. Поддержаные суздальскими и бряескими дружинами большой полк устоял. Тогда монголы на полк левой руки. Кто-то дрогнул и начал отходить куда-то. Но когда враг пытался обойти левый фланг русских войск с воем и свистом устремились вперед из зеленой дубравы в тыл его ударил в засадный полк. Обратившись в бегство, монгольская конница сняла свою же пехоту. Мамай едва спасся, бросив свой богатый шатёр. Он бежал в Кафу, где был убитJ Удар нанёсённый русскими монгольскому правлению был для их врагов тяжёлым, но не смертельным. Пришедший после смерти Мамая, Тактомыш поставил своей задачей восстановить власть над Русью. Опустошённое побоищем 1380 г Русь не была гтова к новой войне. Русские князья отправили поздравления новому ордынскому хану, но не хотели выполнять прежних обязательств. Тактомыш осознавал, что его единственным шансов была быстрота и анонимность. В Москве он оставил сильный горнизон с пушками. Население города организовала оборону страны, восстав против бояр, в панике бежавших из столицы. Москвичи отбили 2 штурма врага, используя кованные железные пушки русского производства. 3 дня Тактомыш безуспешно штурмовал крепость. На4ый день он прибег к хитрости – ордынские урсы и нижегородские князья, поддержавшие Тактомыша и участвующие в его походе, заверили москвичей, что Тактомыш воюет е против Москвы, а против Дмитрия и удовлетворится посещением города. Делегация бояр и духовенства во главе с Осетеям вышла из кремлёвских ворот. Монголы перебили их, ворвались в кремль и разгромили его. За государственный счёт было похоронено 24000 москвичей + в огне погибли сокровища, накопленные в течение веков. Москва превратилась в пепел. На обратном пути Тактомыш разорил ряд русских городов. После разгромив Москвы, Тактомыш предъявил Дмитрию новые условия выплаты дани. Сын Дмитрия оставил в заложниках Тохтомыша. После чего, Дмитрий разорил рязанские земли и направил большое войско на Новгород. Начинались ещё более суровые времена московской власти. Но Москва выстояла. Город был восстановлен в короткий срок. В конце 14века Москва вновь стала многолюдным городом, привлекавшим из разных мест русское население. Ряд авторов высказывает мнение, что русский народ стал считать Москву своей столицей раньше, чем она стала официально. Дмитрий Донской передал по завещанию своему сыну Василию первому в качестве «вотчины» владения Москвой, без подчинения Орде, присоединив нижегородское княжество. Дмитрий Донской в 1988г был причислен к лику святых. 21 сентября отмечается в РФ, как день воинской славы русских полков. Битва на Куликовом поле стала важнейшим событием в истории Руси. Она занимает громадное место в русском сознании. Составляет одну из немногих составляющий национальной памяти. Великое значение этого события заключается и в том, что одержанная в ней победа над злейшим врагом было делом всего русского народа, выступавшего под главенством Москвы. Эта победа ещё больше подняла её значение, как общерусского центра объединения, без которого нельзя было окончательно свергнуть ненавистное иго Орды. Куликовская битва показала, что русский народ накапливает силы, чтобы освободиться от порабощения неназемной власти.