В.16.Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

Фома Аквинский (1225-1274 гг) Основные работы: «О правлении властителей» «Сумма теологии» Рассматривая государство считает, что деятельность монарха схожа с активностью бога «Как бог вносит сначала в мир организованность и стройность, так и монарх сначала создает государство, а затем им управляет». Он оправдывает и считает необходимым вмешательство клира в дела правления. 3 элемента государственной власти:

1. Сущность власти

2. форма \ происхождение власти

3. использование власти

1. Заключается в отношениях господства и подчинения, данный порядок заведен богом, значит власть это божественное установление.

2 Конкретные формы конституирования власти могут быть дурными и несправедливыми.

3. Пользование государственной власть может выражаться в злоупотреблении ею.

Из этого следуют выводы: 2 и 3 элементы государственной власти могут быть лишены печати божественности. Развивая идею господства церкви считает, что насколько действия правителя отклоняются от воли церкви, настолько они противоречат интересам церкви, что позволяет подданным оказывать этим действиям сопротивление. Но это право может быть реализовано ими только с согласия церкви и папства. Идеальная форма правления - монархия, т.к. она наиболее сходна с мирозданием и человеческим организмом, где голова руководит всем телом. На протяжении всей истории именно монархические государство были наиболее устойчивыми и преуспевающими.

2 разновидности монархии:

1. Абсолютная (вся власть в руках)

2. Политическая (власть основывается на законе и правитель принимает решение с учетом общего решения крупных феодалов)

теория закона: Все законы связаны нитями субординации, а не существуют отдельно. На верху пирамиды

1. Вечный закон (универсальные. законы, общие принципы божественного разума, заключенные в боге, а остальные законы производны от него.

2. Естественный закон как отражение вечного закона в человеческом разуме.

3. Человеческие (позитивные законы, которые конкретизируют естественный закон)

Считает, что третий может менять свое содержание, при этом общее в человеческих законах различных стран образует право народов, а специфические - право граждан того или иного государства. Источником первого является библия. Он необходим по 2 причинам:

А) третий не способен полностью истребить зло.

Б) Задача первого помочь человеку достичь представлений о правде и справедливости.

Второй он определяет через понятие справедливости, под которым подразумевает воздаяние каждому по заслугам. Равенство - это то, что рождает третий. Правовым третий будет только тогда, когда он не противоречит второму.