Тема №7: Спрос и предложение на рынке.
I. Спрос на товар. Закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса, эффект дохода, эффект замещения.
II. Предложение товара. Кривая предложения, эластичность предложения.
III. Точка равновесия спроса и предложения. Равновесная цена.
I. Спрос на товар. Закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса, эффект дохода, эффект замещения.
Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.
Платежеспособный спрос – спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя.
Закон спроса – обратная связь между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса – кривая, каждая точка которой характеризует такое количество товара Q, которое будет продано по цене Р.
Движение по кривой спроса – и изменение объема спроса происходит под влиянием цены товара.
Движение самой кривой спроса, и изменение самой кривой спроса происходит под влиянием
К неценовым факторам относятся:
1) Потребительские вкусы
2) Число покупателей
3) Доход покупателей
4) Ожидания покупателей.
5) Цены на сопряженные товары. Такие товары делят:
a) Заменяющие товары (субституты). Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (пример чай-кофе)
b) Дополняющие товары (субэлементы). Когда два продукта взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (пример фотоаппарат – фотопленка).
Форма кривой спроса и закономерности потребительского потребления объясняются не только с помощью теории полезности, но и на основе эффектов дохода и замещения.
Эффект дохода – понижение цены товара делает потребителя «богаче» и позволяет расширить объем спроса, то есть у него высвобождается часть доходов для покупки дополнительных товаров.
Согласно эффекту замещения – потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и замещать ею другие товары, которые при этом относительно подорожали.
Эластичность спроса – чувствительность спроса к воздействию на него одного из факторов (цена, доход, и т.д.)
Эластичность спроса по цене – показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 процент.
Эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 процент.
Перекрестная эластичность спроса по доходу – характеризует относительное изменение объема спроса на один товар А при изменении цены другого товара Б.
Коэффициент эластичности спроса по цене – определяется как отношение изменения (%) величины спроса к изменению цены
EDP = (Процентное изменение объема)Q/(Процентное изменение цены)P = ((∆Q/Q)/( ∆P/P)) = (∆Q*P)/(∆P*Q)
В зависимости от реакции потребителей спрос может быть:
Эластичен, когда при незначительном изменении цены объем продаж существенно изменяется, в этом случае:
EDP>1
Спрос неэластичен – при значительном изменении цены объем продаж изменяется незначительно.
|
| |||||
EDP<1
Спрос имеет единичную эластичность, когда процентное изменение цены вызывает такое же по величине процентное изменение объема продаж. EDP=1.
Абсолютно эластичный спрос – сколько угодно малое изменение цены приводи к падению спроса до 0 или к росту до бесконечности.
EDP= ∞
Абсолютно неэластичный спрос – при любом изменении цены спрос остается постоянным.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене:
EDP(AB) = (Процентное изменение объема спроса на товар А)/(Процентное изменение на товар Б) = (∆QA*PA)/( ∆QB*PB)
II. Предложение товара. Кривая предложения, эластичность предложения.
Предложение – количество товаров, предлагаемое производителем для продажи на рынке.
Закон предложения – прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта.
Кривая предложения – такая кривая, каждая точка которой характеризует такое количество товара Q, которое производитель готов произвести и продать по цене Р.
Графически изменение объема предложения выражается в движении по кривой предложения S под воздействием цены.
Движение самой кривой предложения (изменение предложения) происходит, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам относятся:
1) Цены на ресурсы (их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо).
2) Технология (ее совершенствование снижает издержки производства и увеличивает предложение).
3) Налоги и дотации (повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение)
4) Цены на другие товары.
Эластичность предложения: ESP = (Изменение Q, %) / (Изменение Р, %).
Эластичность предложения – степень изменения объема от изменения цены
1) Предложение эластично – изменение цены вызывает значительное изменение предложения.
| |||
2) Предложение неэластично – изменение цены вызывает незначительное изменение предложения.
| ||||
3)
|
|
| |||
4)
|
|
|
|
|
III. Точка равновесия спроса и предложения. Равновесная цена.
|
|
Равновесная цена – цена, при которой возникает рыночное равновесие, то есть совпадают объемы желаемых покупок и объема желаемых продаж, и отсутствует тенденция изменения цен и количества товаров.
Когда P>P0 произойдет затоваривание (превышения предложения над спросом).
Когда P<P0 произойдет дефицит ( превышения спроса над предложением).
Равновесная цена может меняться под влиянием различных факторов, наиболее существенными из которых являются те, что осуществляются государством:
1) Налогообложение (повышение налогов приводит к росту цены → сокращению потребительского спроса → сокращению производства).
2)
|
|
|
|
|