Вопрос 3. Принципы и методы управления предприятием.
Управление имеет свои принципы, которые подразделяются не общие и частные.
Общими принципами управления считаются:
ü объективность (научность);
ü системность;
ü эффективность;
ü конкретность;
ü принципы главного звена;
ü рационального сочетания централизма и демократизма;
ü единоначалия и коллегиальности;
ü отраслевого и территориального управления.
К частным принципам относятся:
ü принципы управления фирмой (=предприятием, компанией).
Методы управления – это способы, приемы управленческой деятельности, с помощью которых работа трудового коллектива, отдельных исполнителей направляется на достижение целей, стоящих перед объектом управления.
Существуют 3 группы методов:
1. Организационно-распорядительные методы управления (административные). Эти методы основаны на отношениях гласности, юридически очерченных при формировании системы управления.
Административные методы включают в себя опору на законодательные и другие подзаконные акты, нормы, нормативы, и проявляются в виде приказов, распоряжений, правил и указаний.
2. Социально-психологические методы управления – способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, которые складываются в коллективе для достижения поставленных целей.
- How do you put a giraffe into the refrigerator? J
Социально-психологические методы включают следующую совокупность способов воздействия:
ü формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей: способностей, темперамента, черт характера.
ü в эту группу включают также социальное развитие коллектива, повышение творческой активности и инициативы его членов, использование форм морального поощрения, сохранения и развития традиций, и т.д.
Для выявления этих факторов используют:
ü анкетирование;
ü применение специальных тестов;
ü хронометраж;
ü результаты специальных социологических обследований.
«Профессия конфликтолога очень популярна» J
3. Экономические методы управления – совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятия действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач (ценообразование, планирование, финансирование, экономическое стимулирование, и т.д.).