Аграрные отношения в современной России.
Для социалистических аграрных отношений были характерны:
· Чрезмерное обобществление земли, других средств сельскохозяйственного производства;
· Отчуждение работников от собственности, продукта труда и управления.
Чтобы преодолеть коренные недостатки сельскохозяйственного производства и повысить его эффективность, в переходной экономике России осуществляются аграрные преобразования, которые включают:
1. Земельную реформу. Её проведение предполагает:
· Передачу земли в частную собственность;
· Введение купли-продажи земли под регулирующим воздействием государства. С этой целью 28 сентября 2001 года Государственной Думой Российской Федерации принят Земельный кодекс.
2. Проведение социально-экономических преобразований:
· Реорганизация совхозов и колхозов;
· Формирование на их основе фермерских хозяйств, акционерных обществ. Основными субъектами сельскохозяйственного производства в пореформенной России являются акционерные общества и товарищества на базе бывших совхозов и колхозов (89% угодий и 52% выпускаемой продукции), фермерские хозяйства (5,6% угодий и 2% от общего объёма выпускаемой продукции); хозяйства граждан ( 5,2% угодий и 46% продукции).
3. Решение социальных задач развития села.
Начало аграрной реформы в нашей стране связано с принятием в ноябре 1990 года законов РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В целом состояние сельскохозяйственного производства в 90-х годах характеризовалось отечественными специалистами как системный кризис. Причины сельскохозяйственного кризиса:
· Общая кризисная ситуация в стране. Резкое снижение реальных доходов населения привело к сжатию платёжеспособного спроса на продовольствие. Что сократило приток финансовых ресурсов в АПК.
· Уменьшение государственной поддержки аграрного сектора. Так, в 1999 году уровень поддержки сельского хозяйства составил 7% от уровня 1991 года.
· Ослабление государственного регулирования, отсутствие продуманной ценовой политики. К примеру, за период 1992 – 199 годов цены на средства производства и услуги для сельского хозяйства возросли в 13.504 раза, а цены реализации сельскохозяйственной продукции – лишь в 3.020 раз.
· Слабая защита отечественного товаропроизводителя сельскохозяйственной продукции, необоснованное стимулирование импорта продовольствия. В конце 90-х годов потери российских производителей от импорта продовольствия (в виде упущенной выгоды) колебались от 7,7 млрд. долл. в 1999 году, до 13,4 млрд. долл. в 1997 году.
Условия выхода из кризиса:
1. Восстановление управляемости АПК;
2. Рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств различных форм собственности;
3. Поддержание ценового паритета между сельским хозяйством и промышленностью внутри АПК;
4. Гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на сельскохозяйственное производство;
5. Реализация мер по защите отечественных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции.
В 1999 году в развитии отечественного агропромышленного комплекса выявились положительные тенденции. Так, наметился рост производства сельскохозяйственной продукции. Количество убыточных сельхозпредприятий стало сокращаться. Возросло количество средств, выделяемых из бюджета на развитие сельского хозяйства.
В 2000 году приняты «Основные направления агропродовольственной политики на 2001 – 2010 годы». Осуществление реформы подразумевает формирование эквивалентных межотраслевых отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики, использование государственной поддержки, обеспечение доступного кратко- и долгосрочного кредитования, восстановление фундаментальной сельскохозяйственной науки.