Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты
Государственная миграционная политика –это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран – экспортеров и импортеров рабочей силы.
Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.
Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.
Косвенные методы:
1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.
Прямые методы:
1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредни-кам, трудящимся-мигрантам;
2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран (поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции);
3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов; б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.
Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.
В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:
1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника-гражданина страны, который может дать поручительство;
2) экономическая эмиграция; предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны;
а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал);
б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу;
в) эмиграция по приглашению на работу работодателем;
г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;
3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса беженца и др.
Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:
1) базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);
2) разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;
3) разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.
Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов: 1 Качественные требования к иностранной рабочей силе: а) наличие сертификата об образовании; б) стаж работы по специальности. 2 Возрастной ценз. 3 Состояние здоровья. 4 Ограничения личностного характера (так называемая социальная чистка). 5 Прямое квотирование импорта рабочей силы. 6 Финансовые ограничители. 7 Временные ограничители. 8 Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда. 9 Национально-географические приоритеты. 10 Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф. 11 Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ:
1) программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности;
2) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома;
3) программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.
В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.