Методологические особенности организации статистического наблюдения

Организация статистического наблюдения включает в себя:

— определение его целей и задач;

— выбор надлежащего объекта;

— установление единиц наблюдения, совокупности, изме­рения;

— составление программы наблюдения.

1. Цели статистического наблюдения могут быть самыми раз­ными. Они вытекают из реальных социально-правовых потреб­ностей, из жизненно необходимых нужд, которыми обремене­ны правоохранительные и другие юридические учреждения или государство в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа зак­люченных во всех странах мира становится нормой, показате­лем цивилизованности, базовыми данными, на основе кото­рых организуется борьба с преступностью и оценивается безо­пасность общества. Другие, более детальные или частные сведения о преступности или судимости, собираются в связи с воз­никающими потребностями.

2. За выбором целей статистического наблюдения следует вы­бор объекта наблюдения, включающий в себя совокупность соци­ально-правовых отношений, которые следует изучить для дости­жения поставленных целей. Если мы определили цель наблюде­ния — выработку более эффективной борьбы с коррупцией сре­ди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере госу­дарственной службы: уровень совершаемых коррупционных дей­ствий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголов­ную ответственность за свои действия, уровень криминализа­ции реальных коррупционных действий и т. д.

Всякий круг социально-правовых отношений, которые выс­тупают объектом статистического наблюдения, может быть прак­тически безграничен. Поэтому, определив содержание объекта, следует четко обозначить его пространственные, временные и количественные пределы: на какой территории (район, город, субъект Федерации), за какой период (квартал, год, несколько лет), в каком объеме (100, 1000 или более единиц наблюдения) предполагается изучить нужные явления, процессы, события, признаки, чтобы достичь поставленной цели. Без определения указанных пределов статистического наблюдения трудно организовать его проведение и еще труднее оценить представительность полученных данных.

3. Определив цель и объект статистического наблюдения, не­обходимо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах сово­купности и единицах измерения.

Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, отку­да должна быть получена первичная статистическая информация. Применительно к уголовной статистике это могут быть отделе­ния милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды или мировые судьи, учреждения исполнения наказаний. Относительно сведений гражданско-правовой статистики таки­ми единицами наблюдения выступают районные суды, мировые судьи, арбитражные суды, районные прокуратуры, нотариаль­ные учреждения, различные отделы местных администраций. Еди­ницами наблюдения административно-правовой статистики мо­гут быть районные суды, мировые судьи, органы внутренних дел, ГАИ, пожарный надзор и десятки других контрольных и надзор­ных учреждений, наделенных правом административной юрис­дикции.

Единицей совокупности считается первичный составной неде­лимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого не­обходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. К таким эле­ментам относятся преступление, преступник, потерпевший, ис­тец, ответчик, причина, иск и т. д. Сумма данных явлений обра­зует совокупность преступлений, преступников, причин, потер­певших, исков.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитыва­ются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юсти­ции в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголовное дело (следственное или судебное произ­водство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) — подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужден­ный, заключенный.

Умение правильно провести границу между единицами из­мерения имеет важное научно-практическое значение. Напри­мер, нельзя сопоставлять преступность, измеренную в преступ­лениях, уголовных делах и лицах, поскольку в конкретном уго­ловном деле возможно несколько преступлений, одно преступ­ление может быть совершено группой лиц или одно и то же лицо может совершить ряд преступлений. Более того, в процессе след­ственной и оперативной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших зарегистрированные преступления. Субъекты пре­ступлений на разных стадиях уголовного правосудия также несо­поставимы: не всякий подозреваемый становится обвиняемым, не всякий обвиняемый может быть подсудимым, не всякий под­судимый может быть осужден и не каждый осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы. Сопоставимость единиц из­мерения — важнейшее требование статистического наблюдения. Дан­ное требование в определенной мере относится к единицам на­блюдения и единицам совокупности.

4. Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые долж­ны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. А. Кетле в свое время сформулировал три правила составления программы статистического наблюдения. Он пола­гал, что в нее: 1) желательно включать только те вопросы, на которые необходимо получить ответы для решения поставленной задачи; 2) не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответы удовлетворительного качества; 3) не должны включаться вопросы, которые могут вызвать недоверие обследуе­мых субъектов относительно целей проводимого обследования. Эти правила не утратили своего значения.

Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения. Правильно составленная программа наблю­дения и обеспечение проверки данных -- важные условия ус­пешной статистики. Программа статистического наблюдения со­ставляется при организации каждого юридическо-статистического изучения. Своеобразными, относительно стабильными програм­мами статистических наблюдений являются официальные фор­мы учета и отчетности, государственные и ведомственные. Более углубленное изучение судебной практики по гражданским и уго­ловным делам, преступности, ее территориальных различий, причин преступности и других проблем требует специальных про­грамм.