Анализ объема реализации услуг (объема продаж).
Объем реализованных услуг – количество всех оказанных организацией услуг за определенный период времени, который выражается в сопоставимых плановых/фактических ценах, в натуральных/условно-натуральных единицах/через трудоемкость (н-ч).
Задачи анализа:
1) Систематизация и обобщение информации об уровне и динамике объема;
2) Оценка динамики объема продаж/реализованных услуг;
3) Оценка количества бизнес-планов, выполнения этих планов и преемственности текущих и перспективных планов;
4) Анализ структуры объема реализованных услуг/объема продаж;
5) Анализ ассортимента;
6) Оценка влияния различных факторов на уровень и динамику объемов (в т.ч. фактор сезонности);
7) Выявление резервов роста объема реализации услуг/продаж и разработка рекомендаций по их использованию.
Информационная база.
1. Бухгалтерская отчетность организации и данные бухгалтерского учета, расшифрованные отдельные статьи баланса за ряд лет.
2. Статистическая отчетность за ряд лет.
3. Все виды планов, содержащих расчет производственной программы в натуральном, условно-натуральном, стоимостном выражении, и данные по их выполнению.
4. Баланс производственной мощности организации.
Этапы проведения анализа:
1) Анализ динамики объема.
,%
Среднегодовой темп роста
,%
,%
Анализируя динамику объёма продаж необходимо использовать показатели в сопоставимых единицах и самое главное в сопоставимых ценах, особенно если эта динамика за большой период времени, иначе это приведёт к искажению результатов анализа.
2) Анализ структуры объема реализованных услуг и ассортиментной политики.
Структура объема продаж/реализованных услуг определяет удельный вес каждой услуги или товара в их общем объёме. Услуги различаются по трудоёмкости, материалоёмкости и рентабельности. Ассортимент услуг – это перечень всех предлагаемых организацией услуг с указанием количества по каждому. Различают полный ассортимент, куда включаются все виды услуг и товаров, групповой-услуги и товары разбиваются на группы, внутригрупповой.
Основные направления ассортиментной политики организации:
1. Удовлетворение спроса
2. Завоевание новых потребителей и открытие новых сегментов
3. Увеличение объёма продаж или объёма реализации услуг
3) Анализ основных факторов, влияющих на объем реализации услуг (объем продаж).
Факторы делятся на: производственные и рыночные (внутренние и внешние).
К производственным относятся факторы, определяющие наличие основных производственных фондов и уровень их использования; факторы, определяющие обеспечение материальными ресурсами и уровень их оспользования; факторы, связанные с обеспечением трудовыми ресурсами.
К рыночным факторам относится:
1. Спрос
2. Цена
3. Как результат первых двух: сезонное колебание.
Средне реализационная цена – это отношение объёма продаж соответствующего вида товара к объёму его реализации в натуральном выражении. Для оценки ритмичности производства рассчитывается коэффициент ритмичности.
,%
V впрпл - объём продаж/услуг выполненный фактически в пределах плана
V – объём продаж/услуг по плану
Коэффициент ритмичности говорит о возможных излишках производственных мощностей отдельных видов или о необходимости расширения производства.
Определяем влияние фактора сезонности на объём реализации услуг/продажСреднемесячный объем реализации услуг/продаж, коэффициент сезонности, коэффициент вариации:
По итогам анализа сезонности разрабатываются мероприятия, которые сглаживают сезонные колебания спроса и равномерной загрузке организации в течение года. К этим мероприятиям относятся следующие:
· сезонное изменение цен на товары и услуги, гибкая система скидок.
· совершенствование качества обслуживания потребителей, которое позволит привлечь потребителей в непиковые периоды.
· расширение ассортимента предоставляемых услуг, разработка новых и дополнительных услуг.
· маркетинговые тактики: продвижение, реклама, стимулирование и прочее.
4) Анализ резервов объемов реализации услуг и продаж.
Экстенсивное направление резервов: увеличение количества оборудования, размеров площадей, более полное использование их по времени, увеличение материальных ресурсов, которые вовлекаются в производство, увеличение рабочих мест и увеличение сменности работы организации.
Интенсивные направление резервов: увеличение фондоотдачи, снижение расходов сырья на единицу продукции, пересмотр норм, внедрение безотходных технологий, сокращение потерь рабочего времени, рациональное составление рабочих графиков, повышение производительности труда.
24.09.12