Оценка коммерческой эффективности ИП

В отличие от определения общественной эффективности, где рассматриваются показатели, отражающие соотношение выгод и затрат для общества в целом, при оценке КЭ ИП используются показатели, характеризующие выгоды и затраты предприятия - проектоустроителя. Оценка коммерческой эффективности производится с точки зрения реального или потенциального предприятия, полностью реализующего проекта за счет собственных средств. При этом учитываются все налоги, сборы и отчисления в соответствии с действующим законодательством, а также субсидии и дотации (тогда как при оценке общественной эффективности они отражают перемещение ресурсов в рамках н/х, не изменения национальный доход страны и как следствие в расчете во внимание не принимаются). При определении коммерческой эффективности роль налогов, субсидий и дотаций иная. Налоги, которое платит предприятие, увеличивает его затраты на осуществление проекта. Субсидии и дотации ведут к росту доходов. Если при оценке общественной эффективности используются экономические цены, то при оценке КЭ используются в проекте рыночные или установленные государством цены на продукты, услуги и ресурсы.

Оценка КЭ имеет основной целью поиск инвесторов и может быть опущена, если источники и условия финансирования известны к моменту разработки проекта.

 

Расчет показателей коммерческой эффективности ИП основываются на следующих принципах:

• используются предусмотренные проектом (рыночные) текущие или прогнозные цены на продукты, услуги и материальные ресурсы;

• денежные потоки рассчитываются в тех же валютах, в которых проектом предусматриваются приобретение ресурсов и оплата продукции;

• заработная плата включается в состав операционных издержек в размерах, установленных проектом (с учетом отчислений);

• если проект предусматривает одновременно и производство и потребление некоторой продукции (например, производство и потребление комплектующих изделий или оборудования), в расчете учитываются только затраты на ее производство, но не расходы на ее приобретение;

• при расчете учитываются налоги, сборы, отчисления и т.п., предусмотренные законодательством, в частности, возмещение НДС за используемые ресурсы, установленные законом налоговые льготы и пр., а также субсидии и дотации;

• если проектом предусмотрено полное или частичное связывание денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и пр.), вложение соответствующих сумм учитывается (в виде оттока) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а получение (в виде притоков) — в денежных потоках от операционной деятельности;

• если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитываются затраты по каждому из них.

В качестве выходных форм для расчета коммерческой эффективности проекта рекомендуются таблицы:

• отчета о прибылях и об убытках;

• денежных потоков с расчетом показателей эффективности.

Для построения отчета о прибылях и убытках следует привести сведения о налоговых выплатах по каждому виду налогов.

В качестве (необязательного) дополнения может приводиться также прогноз баланса активов и пассивов по шагам расчета (таблица балансового отчета).