Состав и структура расходов бюджета по регулированию экономики на разных уровнях бюджетной системы

 

На государственный промышленный сектор России к началу 2000 г. приходилось 3,1% предприятий, 8,2% производимой продукции и 9,8% занятых работников, что в 30, 11 и 10 раз меньше по сравнению с 1985 г. В результате роль государственного бюджета изменилась радикальным образом. Полное государственное финансирование промышленности уступило место финансированию общественно-необходимых, малоприбыльных сфер производства, которые в переходный период оказались в крайне тяжелом финансовом положении из-за кризиса в российской экономике.

Все более или менее рентабельные предприятия были приватизированы. В государственной собственности остались убыточные, неработающие и формально числящиеся предприятия, в основном в сфере ВПК. Для них характерны следующие свойства:

- перелив финансовых ресурсов в сферу обращения и кредитно-денежную систему;

- обесценение оборотных активов, рост неплатежей и повсеместное распространение бартера;

- дороговизна заемных средств для большинства промышленных предприятий, превышающая рентабельность их производства.

Государственное финансирование расширенного воспроизводства многих организаций стало невозможным. Более того, под угрозой оказалось даже простое воспроизводство. Все это предопределило специфические методы финансирования промышленности, многие из которых положительно зарекомендовали себя в западных странах. Органы государственной власти имеют возможность использовать различные формы поддержки. Прежде всего, это прямое финансирование государственной собственности - инвестиции в государственные унитарные и казенные предприятия. Такая форма поддержки не требует принятия дополнительных мер, связанных с оформлением прав собственности, поскольку деньги вкладываются в государственный сектор.

Долевое участие в финансировании инвестиционных проектов негосударственного сектора предполагает обязательное оформление доли государственной собственности во вновь создаваемом или модернизируемом предприятии.

Инвестиционные кредиты из бюджета на финансирование инвестиционных проектов выделяются, как и банковские кредиты, на возвратной и возмездной основе. Привлекательность таких кредитов связана с более низкими ставками, поскольку государство имеет возможность


получать в последующем налоговые платежи и компенсировать потери из-за низких ставок.

Применение отдельных форм поддержки или их сочетание позволяет государству оказывать существенную поддержку экономики страны или отдельных отраслей.

Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики государство использует преимущественно экономические рычаги. Возможности административного влияния невелики. Вместе с тем, в отдельных наукоемких отраслях только государство имеет возможность оказывать поддержку производств, отдача от которых имеет достаточно отдаленный период.

При характеристике расходов на поддержку отдельных отраслей экономики в последующих разделах настоящей главы будем также придерживаться разделов функциональной классификации расходов бюджетной классификации.

В настоящее время финансирование промышленности, энергетики и строительства осуществляется через целевые комплексные программы, в частности на покрытие расходов, санацию убыточных угольных шахт, конверсию оборонной промышленности, развитие гражданской авиационной техники и др.

Основная доля средств направляется на строительство государственных и муниципальных учреждении и жилья, а не в производственные фонды. Производству жизненных ценностей достаются мизерные ассигнования, да и то в косвенных формах. Поэтому широко распространенное в публичной политике и литературе положение о влиянии инвестиционного бюджетного менеджмента на развитие промышленного потенциала не соответствует реальной действительности.

С завершением приватизации промышленных предприятий экономическая функция поддержки промышленности государством трансформируется в бюджетный рычаг перераспределения общественных ресурсов в пользу различных АО, ООО и т.д., а следовательно, частных собственников.

Основное направление государственных и муниципальных инвестиций - это формирование непроизводственных основных фондов, строительство учреждений, жилищного фонда. Государственная инвестиционная деятельность ведется путем финансирования целевых строительных программ. Средства на эти мероприятия планируются в бюджетах и программах на безвозвратной и возвратной основах. Средства из федерального бюджета на безвозмездной основе предоставляются в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов. Для открытия финансирования государственные заказчики предоставляют Минфину РФ выписки из перечня строек с указанием объемов капиталовложений и контракты по сооружению объектов. Минфин РФ осуществляет финансирование путем перечисления средств в течение месяца после утверждения размеров капиталовложении и перечня строек. Заказчики перечисляют бюджетные средства застройщикам, которые для оформления финансирования государственных капиталовложений предоставляют банкам следующие документы:

1) титульные списки начинаемых строек;

2) государственные контракты с указанием форм расчета;

3) сводные сметные расчеты стоимости строительства;

4) заключение государственной экспертизы по проектной документации;

5) уточненные объемы капиталовложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.

В настоящее время федеральные средства на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям выделяются при условии обеспечения участия государства или увеличения доли его собственности в уставном капитале. Такой порядок осуществляется посредством передачи в государственную собственность дополнительного пакета акций (паев) на сумму предоставленных средств.

Бюджетные средства, выделяемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, предусматриваются в федеральном бюджете по разделам функциональной классификации. Заемщиками средств на возвратной основе могут быть российские организации, за исключением предприятий с иностранными инвестициями. Бюджетные средства предоставляются через органы федеральной и субъектной исполнительной власти, а также лиц, являющихся агентами Правительства РФ. При возвратной основе финансирования возможно использование вексельной формы расчетов.

Слабыми местами возвратной системы инвестирования являются:

- несвоевременный возврат бюджетных средств;

- нецелевое использование средств предприятиями.

Они служат причинами снижения или прекращения всех форм государственной финансовой поддержки, в том числе предоставления отсрочек налоговых платежей. При нецелевом использовании взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Банка России. За просрочку уплаты процентов уплачивается пеня в размере 1/300 учетной ставки за каждый день просрочки.

Основными проблемами государственного финансирования экономики являются:

- повышение эффективности использования бюджетных средств;

- обеспечение оптимизации распределения бюджетных инвестиций по отраслям промышленности, энергетики и строительства;

- совершенствование технологии государственного инвестирования промышленности.

 

Расходы государства в области промышленности распределены по трем основным на­правлениям:

- поддержка развивающихся экспортоориентированных отраслей;

- реструктуризации убыточных отраслей;

- регулирование стратегических отраслей и естественных монополий (табл. 14).

Таблица 15 - Расходы федерального бюджета на поддержку и реформирование промышленности и энергетики

 

 

 

    2006 г., млрд. руб.   2007 г. (проект), млрд.руб Изменение
Млрд. руб. %
ФЦП «Развитие атомного энергопромыш­ленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года» - 18,0 18,0 -
ФЦП «Национальная технологическая база” на 2007–2011 гг. 3,3 6,3 3,0 90,9%
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на пе­риод до 2015 года» 7,5 11,4 3,9 52,0%
Взнос Российской Федерации в уставные капиталы в авиационной сфере и лизинго­вых компаний 6,0 6,0 0,0 0,0%
Взнос Российской Федерации в уставные капиталы организаций электроэнергетики - 30,0 30,0 -
Субсидирование процентных ставок по кредитам экспортерам промышленной продукции 3,0 3,0 0,0 0,0%
Реструктуризация угольной промышлен­ности 4,6 4,9 0,3 6,5%
Субвенции бюджетам регионов на реали­зацию программ местного развития и обес­печение занятости для шахтерских городов и поселков 2,0 2,2 0,2 10,0%

 

В рамках реструктуризации убыточных отраслей промышленности из федерального бюд­жета ежегодно выделяются средства на реструктуризацию убыточных предприятий угольной отрасли. В 2007 году на эти цели выделено 4,9 млрд. рублей (на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2006 году). В связи с закрытием шахт требуется реализация программ развития шахтерских городов и поселков и социальная реабилитация их жителей, на что из федерального бюджета в 2007 году выделено 2,2 млрд. рублей.

Ассигнования федерального бюджета в сфере транспорта направлены, в первую оче­редь, на обеспечение экономики надежной и современной транспортной инфраструктурой и обеспечение использования Российской Федерацией ее выгодного географического положе­ния Модернизация транспортной инфраструктуры, включая морские и воздушные порты, железнодорожное и автодорожное сообщение, обеспечит использование географического преимущества Российской Федерации в полной мере и создаст предпосылки для увеличения объема экспорта транспортных услуг, перевозки и перевалки транзитных грузов. Значительную роль в повышении надежности международных транспортных коридоров играет безопасность транспортной системы.

Результатом комплексной модернизации транспортной инфраструктуры должно стать уве­личение экспорта услуг транспортного комплекса с 6,9 млрд. долл. США в 2005 году до 11,2 млрд. долл. США в 2008 году.

В 2007 году бюджетные ассигнования на поддержку сельского хозяйства и рыболовства возрастут на 2,0 млрд. рублей или на 10,4% Значительные ассигнования выделяются на геологическое изучение недр и воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы. В результате этой работы отношение ценности локализован­ных и оцененных ресурсов в текущем году к стоимости погашенных запасов вырастет для угле­водородного сырья с 61% в 2005 году до 94% в 2007 году и 96% в 2009 году, для дефицитных и стратегических твердых полезных ископаемых - будет поддерживаться на уровне 40–45%.

В связи с этим главным направлением государственной инвестиционной политики является создание финансовых условий для нормального функционирования общественно необходимых сфер производства. Для этого необходимо:

- активизировать и привести в действие механизм бюджета развития;

- радикально преобразовать систему контроля за использованием государственных средств;

- разработать конкретные эффективные программы государственных инвестиций;

- сконцентрировать государственные инвестиции на федеральном и окружном уровнях;

- усовершенствовать и упростить механизм денежных расчетов в инвестиционных проектах;

- обеспечить связь государственных инвестиций с капиталами негосударственных экономических субъектов, а также зарубежных инвесторов.

Повышению роли государства в инвестиционном процессе будет способствовать четкое разграничение государственного финансирования по направлениям. Финансирование промышленных проектов и целевых программ должно осуществляться через механизм бюджета развития.

С 1 января 2006 года в России реализуются приоритетные национальные проекты «Сельское хозяйство», «Доступное и комфортное жилье». Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» осуществляется по трем направлениям:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

- обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

По обеспечению доступного и комфортного жилья гражданам России определены четыре приоритета:

- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

- повышение доступности жилья;

- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

 

Таблица 16 – Ожидаемые результаты государственной жилищной политики

 

Наименование показателя
Объем ввода жилья, млн. кв. м. в год 41,2 56,3 80,0
Объем выдаваемых в год ипотечных кредитов, млрд. руб.
Рыночная ставка по ипотечным кредитам 14–15% 11% 8%
Время ожидания в очереди на получение социального жилья, лет
Доля семей, которым доступно приобретение жилья за счет соб­ственных и заемных средств 9% 17% 30%

 

Обозначенные проекты являются результатом реализации программно-целевого метода планирования и финансирования, который зарекомендовал себя как высоко результативный метод. Начавшаяся реализация национальных проектов означает старт масштабных структурных реформ, главное в этом процессе – совместное выстраивание «технологии» достижения реального экономического эффекта.