Любовь к Отечеству - одно из проявлений духовности

Демиденко Д. А.

Воспитание духовно-развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, той самой духовности, которая делает человека Личностью, а нацию – народом здоровым и непобедимым.

«Учитель школы, - пишет Евгений Шестун к книге «Православная педагогика» - есть верный сын Отечества, а значит он обязан воспитывать в детях национальное сознание, … пробуждать любовь к Отечеству». «Любовь к Родине, освещаемая Церковью, составляет дорогое предание и наследие нашей более чем тысячелетней истории и представляет ту великую народную силу, которая спасала Россию во все годы ее испытаний, объединяла ее, укрепляла, делала сильною внутри и могущественною извне …».

Во все времена Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни, если ему угрожала опасность. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему Отечеству и преданностью ему. Это: святой благоверный князь Михаил Тверской, подвиг которого сравнивают с мученическим подвигом святого Дмитрия Солунского, святой князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, благословивший русское войско во главе со святым благоверным князем Дмитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями, святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, который во времена Великой Смуты благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами, погибший мученической смертью, святитель Московский Филарет, известный своими подвигами во время Отечественной войны с Наполеоном и многие, многие другие.
Наша Родина – это родина святых, родина исповедников, мучеников, её защитников, благоустроителей. И поэтому Россия для нас не просто территория, а, говоря словами известного мыслителя Ильина Ивана Александровича, Россия – это «Национальный сосуд Духа Божия, это наш родной алтарь, и храм, и освященный им кровный дедовский очаг. И потому «Родина» для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня …. Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. За неё стоит бороться и умереть».

А «быть русским – это значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, видеть… её драгоценную самобытность. И, наконец, быть русским – значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители …».

Нет пожалуй ни одного русского поэта, писателя, историка, философа, который бы не затронул это чувство в своих произведениях: так, Ф.М. Достоевский считал, что без чувства Родины … бытие человека «становится неестественно, немыслимо, невыносимо». Для Гоголя само понятие любви к Родине является духовной ценностью только потому, что она является средством к спасению души. Но особенно мне нравится, как это понятие раскрывает Булгаков: «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через родину и с матерью-землей и со всем Божиим творением. Человек существует в человеческой природе, и образ в его существовании дается в его рождении и родине». А в Новом Завете само понятие отечества (синонима родины) раскрывается как сакральное: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле …».

Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому что оно есть в каждой душе. Как помочь ребенку проявить, выразить это чувство – одно из самых благородных в человеке…? Непростая это задача … Особенно это актуально сегодня, когда из нас, русских всеми силами пытаются вытравить чувство национального достоинства, чувство патриотизма, когда ругать все русское стало чуть ли не правилом хорошего тона…

Неисчерпаемые возможности для пробуждения чувства Родины и любви к ней таят в себе уроки литературы, истории, музыки, природоведения…

А что можно сделать для этого на уроках иностранного языка?
Как известно, уроки иностранного языка имеют свою специфику, наши возможности довольно ограничены. Но, изучая иностранный язык, стараемся не забывать, что мы русские. Так, на уроке «Я люблю Россию» мы говорим о наших государственных символах и обязательно вспоминаем о русской березке. Тема русской природы очень важна и мы изучаем ее в каждом классе. Любовь к родной природе, как известно, один из вернейших признаков любви к своей Родине. Именно с ощущением неповторимости и красоты родной природы начинается чувство Родины. На своих уроках мы изучаем лексику и раскрываем значение таких понятий как«патриот»,«Родина»,«Любовь к родине», «самопожертвование», «подвиг» «доброта», «милосердие», «благотворительность» …
Часто итогом нашей работы становится оформление проектов на такие темы как «Российская держава», «великие люди Отечества», «Я живу в Печорах», «Добро пожаловать в Печорский монастырь» и т.д. Работа над такими проектами хороша уже тем, что в составлении проекта участвует каждый, выбирая задание по своим силам.

Помимо предусмотренных программой тем, я стараюсь на любом уроке, где это бывает уместно, подчеркнуть величие и силу духа нашего народа, его славное героическое прошлое, не умаляя при этом достоинства других народов, проживающих в России и за ее пределами. Например, изучая тему «Лондон», как не вспомнить о древнем Пскове и псковичах, о родных Печорах, о замечательных людях, живущих рядом.

Конечно, не все получается так, как хотелось бы. Речемыслительная деятельность на иностранном языке протекает значительно сложнее, чем на родном языке. Многим учащимся трудно преодолеть языковый барьер и это мешает им высказать свое мнение. Поэтому иногда страдает глубина и убедительность высказываний (многие дети следят за тем, как сказать, чтобы не ошибиться, а не за тем, что сказать). Но, как известно, дорогу осилит идущий..

Я – классный руководитель 8-го класса. Недавно у нас прошел классный час: «Ты тоже родился в России» … На нем прозвучали такие слова: «Наша Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды, это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Родина – это очень много. Это и тропинки с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом. Это большие города и в десять дворов деревеньки. Это имена людей … «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку», - писал А.Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать ее, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, это моя Россия!». Мои ученики подготовили интересную газету о почетном гражданине нашего города 2002 года Пелешеве Евгении Федоровиче, настоятеле храма Святой Варвары. Они взяли у него интервью. А газету они назвали так: «Он служит Богу и людям».

Так, шаг за шагом, постепенно, мы с детьми приходим к выводу, что подлинная культура, подлинная духовность немыслимы без благоговения перед Родиной, перед родной природой. И, возможно, с годами нашим ученикам откроется сокровенный смысл пронзительных строк В.В. Розанова о том, что «счастливую родину любить не «велика вещь», мы должны любить ее именно тогда, когда она слаба, унижена, ограблена, поносима и нуждается в защите». Эти слова мне кажутся чрезвычайно важными сегодня.
Ну, и в заключение я хочу привести слова известного историка и публициста Павла Ивановича Ковалевского: «Знания всегда могут быть пополнены, а любовь, преданность и самопожертвование Родине не пополняются впоследствии». Эти слова им были написаны в 1913 году. Через 80 лет Юрий Иванович Сохраяков, известный филолог, продолжил его мысль: «Не беда, пишет он, - если выпускник средней школы … не будет знать, чем отличается фабула от сюжета. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия, способный любить свое Отечество, так как без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление России».