Периодичность проведения налоговых проверок
Согласно п. 4 Указа Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16.10.2009 N 510 (ред. от 09.03.2010) (с изм. и доп., вступившими в силу с 12.01.2011) запрещается проведение проверок в течение 2 лет со дня:
- государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
- присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций;
- создания - представительств иностранных организаций;
- первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) - лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность;
- первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
По истечении данного срока проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности:
- в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска;
- на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь.
Субъекты хозяйствования, отнесенные:
- к высокой группе риска, проверяются не чаще одного раза в год,
- к средней - не чаще одного раза в три года,
- к низкой - не чаще одного раза в пять лет.
Критерии отнесения субъектов хозяйствования к высокой группе риска:
1) наличие устойчивого убытка в течение календарного года;
2) непредставление, несвоевременное представление налоговой отчетности либо указание в ней недостоверной информации два и более раза в календарном году;
3) неуплата, несвоевременная и (или) неполная уплата налогов, сборов (пошлин) в установленный срок два и более раза в календарном году.
4) отсутствие платежей по налогам при наличии сведений о ввозе, приобретении и (или) реализации товаров (работ, услуг);
5) несоответствие размеров платежей по налогам, доходов от реализации, отраженных в налоговых декларациях, сведениям о фактическом ввозе и (или) реализации товаров;
6) неуплата в установленные сроки НДС по товарам, ввозимым из Российской Федерации, при наличии сведений о ввозе товаров из Российской Федерации;
7) установление в ходе предыдущей проверки факта приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, реализации товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов;
8) неопубликование бухгалтерской отчетности в случаях, установленных законодательством.
9) осуществление одного или нескольких видов деятельности, таких как:
- банковская, страховая, лотерейная деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, производство, реализация, хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной продукции, табачных изделий, иных подакцизных товаров;
- деятельность в сфере игорного бизнеса;
- деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
- строительство, в том числе реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и благоустройство;
- международные автомобильные грузоперевозки;
- деятельность по сбору, хранению, транспортировке, использованию, заготовке (закупке), переработке, отгрузке или реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, а также учету, сбору, хранению, транспортировке, использованию и реализации редкоземельных металлов во всех видах и состояниях;
- торговая посредническая деятельность следующими товарами (в форме):
оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для автомобилей;
оптовая торговля радио-, теле- и видеоаппаратурой;
оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины;
оптовая торговля строительными материалами, санитарно-техническим оборудованием;
оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами;
розничная торговля вне магазинов (за исключением выездной, развозной, разносной торговли, торговли на ярмарках, торговли с использованием торговых автоматов).
Под торговой посреднической деятельностью понимается предпринимательская деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства;
10) использование (расходование) бюджетных средств, а также средств государственных внебюджетных фондов, государственного имущества или мер государственной поддержки.
Критерии отнесения субъектов хозяйствования к средней группе риска:
1) налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли экономики (по виду деятельности), сложившегося по налоговому органу, на учете в котором состоит проверяемый субъект, с учетом применяемой системы налогообложения. При этом налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных субъектом хозяйствования налогов, сборов и его доходов от реализации (выручки);
2) снижение налоговой нагрузки на доходы проверяемого субъекта в календарном году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим субъектам хозяйствования данной отрасли (вида экономической деятельности), сложившейся по налоговому органу, на учете в котором состоит проверяемый субъект, с учетом применяемой системы налогообложения;
3) отражение проверяемым субъектом суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
4) снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах два и более раза в течение трех лет;
5) проверяемые субъекты, применяющие льготы по налогам в соответствии с подп. 1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 N 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" при осуществлении деятельности, отнесенной к высокой группе риска (п. 9 подраздела 2.1.1.4.1);
6) осуществление одного или нескольких видов деятельности, таких как:
- иная торговая посредническая деятельность, не отнесенная к высокой группе риска;
- деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- аудиторская деятельность;
- туристическая деятельность (за исключением агроэкотуризма);
- риэлтерская деятельность;
- общественное питание.
Проверяемые субъекты, не относящиеся в соответствии с Критериями к высокой или средней группе риска, относятся к низкой группе риска.
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.