ВВЕДЕНИЕ
Курс лекций «Профессионально-этические основы социальной работы» раскрывает основное содержание учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы”, являющегося одним из базовых в Государственном стандарте подготовки специалистов, бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа». В отличие от ранее читавшегося курса лекций «Этика социальной работы», в данной учебной дисциплине представлен принципиально иной подход к месту и роли профессионально-этической компоненты социальной работы.
Социальная работа рассматривается в курсе лекций как разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.
Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса. Вместе с тем, признание человека высшей ценностью современной цивилизации делает необходимой социальную работу как в общем смысле, так и в частности, с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. С этой точки зрения ценность человека и общества и необходимость реализации этих ценностей является смыслообразующей компонентой социальной работы.
Учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачамикурса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста, бакалавра и магистра социальной работы, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Этим определяется место и роль курса в социогуманитарном образовании. Учебный курс целесобразно включить в план третьего курса, когда студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы и сформировано представление о ее смысле и сущности. Содержание учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы” может быть дополнено с учетом специфики Вуза и региона.
В итоге изучения курса “Профессионально-этические основы социальной работы” знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.
Студент должен:
- владеть знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы, знать их основные элементы и взаимосвязи между ними;
- уметь применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности;
- знать основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;
- владеть навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;
- знать основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;
- знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;
- знать смысл и содержание профессионального долга социального работника, уметь выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации;
- знать основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;
- уметь выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;
- знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и профессионального социального работника в частности;
- владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.